ИОАКИМ ОСОГОВСКИЙ, Сарандапорский - Страница 5

Критическое издание текста отсутствует, древнее проложное Житие исследователям неизвестно. Иоакиму Осоговскому посвящено три версии службы. Древнейшая, представленная наибольшим числом списков, опубликована и лучше остальных изучена. Исследователям известно не менее четырёх её списков: в болгарской Минее служебной на июль-август (Национальная библиотека имени Кирилла и Мефодия, половина XIII в.); в сербской Минее на те же месяцы (первая треть XIV в.); в сербских Минеях праздничных (Исторический музей, первая половина XIV в. и первая половина XV в.). По мнению исследователей, служба компилятивная, оригинальными в ней являются только песнопения малых форм: стихиры, седален, кондак и икосы. Ядро службы составляет компилятивный канон Евфимию Великому восьмого гласа, в котором имя Евфимий заменено именем Иоакима Осоговского; этот канон, в котором песни 1-4 и 9 восходят к соответствующему сочинению Климента Охридского, а ряд ирмосов и тропарей песней 5-8 – к творениям св. Феофана Начертанного, был составлен не позднее XI в. (Национальная библиотека имени Кирилла и Мефодия) и, как полагают исследователи, на Руси. Структурные особенности службы (наличие двух икосов и полиелейных припевов) указывают исследователям на её создание не раньше середины XIII в. Ещё одну особенность службы, по мнению исследователей, представляют ипакои, которые характерны для гимнографических произведений, посвящённых двунадесятым и великим праздникам, и в славянской гимнографии известны исследователям только в переводных композициях; служба Иоакиму Осоговскому исследователи считают исключением. Это свидетельствует как о высокой степени почитания святого, так и о вероятном создании службы непосредственно в Осоговском монастыре либо по его заказу. Вторая служба Иоакиму Осоговскому не издана и почти не изучена. Она известна исследователям в единственном списке в западно-болгарской (?) Минее служебной на август (Рильский монастырь, начало XVI в.). Общими для двух служб являются стихиры на «Господи, воззвах», начало песней 3 и 8 и тропарь песни седьмого канона, первый икос и один из светильнов (канон в целом в литературе подробно не охарактеризован). «Рильская» служба, по мнению исследователей, была создана не позднее XV в. Помимо некоторых песнопений первой службы при её составлении был использован также кондак Иоанну Рильскому. Третий вариант службы Иоакиму Осоговскому сопровождает Житие святого в Германском сборнике XV в. и считается компиляцией двух первых служб.

 



 
PR-CY.ru