ИОАКИМ ОСОГОВСКИЙ, Сарандапорский - Страница 2

Когда святой вторично явился игумену во сне, тот выполнил повеление и торжественно положил его мощи в раке в церкви. От святыни стали совершаться многочисленные исцеления. Житие заканчивается рассказом о чудесах Иоакима Осоговского. Исследователи отмечают, что повествование имеет, в основном, назидательный характер и призывает мирян почтительно относиться к обители, а монахов воздерживаться от краж, брани и драк, тайноядения во время поста и изъятия частиц мощей святого. В белградском списке Жития попытка похищения частицы мощей Иоакима Осоговского приписывается монаху Арсению, а в скопской редакции отнесена ко времени правления византийского императора Иоанна III Дуки Ватаца (1222–1254 гг.). Исходя из упоминания византийского императора Мануила I, исследователи сделали вывод, что почитание Иоакима Осоговского началось в середине XII в., однако до начала XIII в. оно носило, очевидно, местный характер. Ситуация изменилась с вхождением территории, на которой расположен Осоговский монастырь, в состав Второго Болгарского царства (около 1202 г.). Один из списков Жития сообщает о посещении обители болгарским царём Калояном (1197–1207 гг.) в день памяти святого. Хотя правитель не перенёс мощи Иоакима Осоговского (в отличие от мощей Иоанна Рильского) в болгарскую столицу, почитание осоговского отшельника с этого времени приобрело более широкий характер, но не достигло уровня почитания Иоанна. По мнению исследователей, около середины XIII в. была создана древнейшая редакция службы Иоакиму Осоговскому, и в это же время его имя (наряду с Иоанном Рильским и Прохором Пшинским) как «новопосвящённого» святого было присоединено к именам равноапостольных Кирилла и Мефодия в тропаре канона Недели сыропустной, который содержится в болгарской «Орбельской Триоди» (вторая половина XIII в.: Российская национальная библиотека). На общеболгарский характер почитания Иоакима Осоговского в это время указывает и включение его имени («Акиме от Славищ») в перевод молитвы над болящим, сохранившейся в сербском списке (Российская национальная библиотека, первая половина XIV в.). Почитание Иоакима Осоговского, выходящее за рамки местного, сохранялось и в эпоху сербского владычества в регионе. Согласно древнейшему Карловацкому родослову, Осоговский монастырь был отстроен и обновлён сербским королём Стефаном Урошем II Милутином (1282–1321 гг.). По свидетельству старшего Жития, перед битвой (1330 г.) при Вельбужде (ныне Кюстендил) с болгарским царём Михаилом Шишманом король Стефан Урош III (см. Стефан Дечанский) со свитой посетил Осоговский монастырь, «творя великие обеты».

 



 
PR-CY.ru