ИОСИФ, Санин Иван - Страница 43

Житийные сцены расположены в следующем порядке: закладка Успенского собора, монастырские труды (на северной стене); кормление голодающих, Иосиф встречает князя Бориса Васильевича (на южной стене). На южной стене ещё один ростовой образ преподобного открывает ряд святых, исторически связанных с личностью Иосифа (Пафнутий Боровский, Гурий Казанский, преподобные Никон и Сергий Радонежские). Иосиф представлен седовласым схимником с куколем на голове на фоне лесного пейзажа с монастырским прудом и двумя постройками с шатровыми завершениями, обеими руками перед грудью держит раскрытую книгу с текстом из «Просветителя». На внешней стороне св. ворот (у въезда) было изображение Иосифа со Спасителем и с Божьей Матерью, на простенке между воротами на внутренней стороне помещалась икона апостолов Петра и Павла с Иосифом и Сергием Радонежским. В 1902 г. была расписана каменная церковь Всех святых (1856–1860 гг.) Всехсвятского скита. Темой для настенной живописи этого храма, возведённого по преданию на месте, где Иосиф жил во время постройки обители, стали сюжеты его Жития. Образ Иосифа включался в росписи храмов. На южных хорах Владимирского собора в Киеве (освящён в 1896 г.), в приделе св. князей Бориса и Глеба, находятся изображения «угодников во весь рост» (проект росписи Адриана Викторовича Прахова, художник Вильгельм Александрович Котарбинский): Пафнутия Боровского, Московского митрополита Филиппа, Иосифа и Воронежского епископа Митрофана. В интерьере построенного по проекту Л.Н. Бенуа собора св. Александра Невского в Варшаве (1894–1912 гг.), на пилонах из финского неполированного гранита, находились мозаичные ростовые фронтальные изображения святых (иконографическая программа разработана Николаем Васильевичем Покровским; мозаики по оригиналу Виктора Ивановича Думитрашко выполнены в мастерской Владимира Александровича Фролова в Санкт-Петербурге). Фигура Иосифа была помещена на юго-восточной колонне. Включение в программу декора изображения святого являлось своеобразным даром варшавскому губернатору генералу-фельдмаршалу Иосифу Владимировичу Гурко (чьим небесным покровителем был Иосиф) в знак признательности за его деятельность на этом посту. В 1924–1926 гг. собор был снесён, часть спасённых мозаик перевезли в построенную в 1931 г. Покровскую церковь в Барановичах. В роспись церкви Всех святых (освящена в 1913 г.) в Вознесенской Давидовой пустыни включена сцена посещения Иосифом пустыни: за трапезой сидит братия, в центре – преподобный Давид и благословляющий его Иосиф.

 



 
PR-CY.ru