ИОСИФ, Санин Иван

ИОСИФ, Санин Иван (1439–1515 гг.) – Волоцкий, основатель и игумен Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, церковный деятель, богослов, писатель; преподобный (память 9 сентября, 18 октября – обретение мощей, в третью Неделю после Пятидесятницы – в Соборе Новгородских святых, в первую Неделю после 29 июня – в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 августа – в Соборе Московских святых). В первые годы после преставления Иосифа в Волоколамском монастыре были составлены краткие биографические заметки о нём (Исторический музей, Российская государственная библиотека). Вскоре после кончины Иосифа его племянник монах Досифей (Топорков) написал «Надгробное слово», которое, по мнению Капитона Ивановича Невоструева, стало первым агиографическим сочинением о преподобном. «Надгробное слово» содержит редкие биографические сведения, которые, по мнению исследователей иногда неточные. В 1546 г. Коломенский епископ Савва (Чёрный) по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария написал Житие Иосифа. Как свидетельствует агиограф, он взялся за труд, видя, что никто из сродников и учеников преподобного ничего не написал о нём (Великие Минеи Четьи). Из предисловия к Житию следует, что епископ Савва, будучи пострижеником Волоколамского монастыря, лично знал Иосифа и участвовал в его погребении. Он также использовал биографические сведения из других источников, в числе которых – «Надгробное слово» и «Иосифо-Волоколамский патерик». По мнению исследователей, епископ Савва написал Житие к церковному Собору 1547 г., на котором предполагалась канонизация Иосифа. В заключительной части Жития епископ Савва поместил описание четырёх посмертных чудес преподобного: о явлении князю-иноку Арсению (Андрею Голенину); о наказании инока Арсения (Андрея Квашнина Невежи) за хуление порядков в Иосифовом монастыре; о наказании инока Исихия за нарушение монастырского устава; об исцелении сына боярского Дмитрия Выповского. Митрополит Макарий включил в сентябрьский том Великих Миней Четьих Духовную грамоту Иосифа и Житие, написанное епископом Саввою (Великие Минеи Четьи). «Волоколамский патерик» представляет собой сборник повестей о жизни преподобных Иосифа, Пафнутия Боровского и их учеников. Некоторые рассказы записаны со слов Иосифа. Вопрос о времени создания патерика является дискуссионным: Василий Осипович Ключевский и Иван Михайлович Смирнов датировали его временем после 1546 г., Руфина Петровна Дмитриева – серединой 1540 гг., по мнению Лидии Альфонсовны Ольшевской, патерик был создан в 1530 гг. В середине XVI в. появилось новое Житие Иосифа (в литературе обычно именуется как «Житие преподобного Иосифа, составленное неизвестным»), которое, по предположению С.В. Иванова, было написано сербским агиографом Львом Филологом. Житие отличается высоким книжным стилем и риторическими украшениями. По словам автора Жития, одним из его информаторов был старец Волоколамского монастыря Селифонт. Гипотеза об авторстве Льва Филолога была поддержана Яковом Солмоновичем Лурье, но отклонена Р.П. Дмитриевой (вопрос об авторстве, по мнению исследователей, нуждается в дополнительном исследовании).

 



 
PR-CY.ru