ИОВ, Мозовский, Мазовский - Страница 3

После того как Христорождественская церковь, построенная Иовом, сгорела, в 1664 г. на её месте был устроен новый храм с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи. Примерно тогда же была выстроена часовня над местом погребения Иова. В 1701 г. по указу Холмогорского архиепископа Афанасия (Любимова) обветшавшая часовня была заменена новой, освещённой «во имя священномученика Иова, Ущельского чудотворца», что, однако, не означало канонизации Иова. В 1741 г. в Ущельской обители жили иеромонах, девять служителей и 29 «разночинцев». После упразднения монастыря в 1764 г. храм и все монастырские постройки были приписаны к Усть-Вашкскому приходу. Над мощами Иова указом Архангельского епископа Вениамина (Краснопевкова) от 12 апреля 1790 г. вместо часовни предписывалось построить церковь во имя праведного Иова Многострадального (Государственный архив Архангельской области); 8 декабря 1794 г. церковь была освящена. В 1837 г. храмы в честь Рождества Христова и во имя праведного Иова составили Ущельский приход. В 1886 г. на месте Христорождественской церкви был устроен однопрестольный храм, освящённый 8 июня 1887 г. В начале XX в. Ущельский монастырь был возобновлён как женский с посвящением Иову. В 1920 г. обитель закрыли, к концу XX в. монастырские постройки разрушились. В начале XXI в. в Ущелье стала возрождаться церковная жизнь, над предполагаемым местом погребения Иова была поставлена деревянная часовня, в которой ежегодно 18 августа настоятель прихода из села Лешуконского служит молебен Иову. Почитание Иова в Мезенском крае началось сразу же после его кончины. У его раки совершались исцеления больных (в основном, от болезни глаз и от паралича), другие чудотворения. Из описания чудес в Житии исследователям известно, что поклониться мощам святого приходили люди из отдалённых уголков Мезенско-Печорского края. Свидетельство почитания Иова в конце XIX в. оставил писатель С.В. Максимов: «В Ущельской церкви сохранилась кокора (нижняя часть ствола хвойного дерева с корневищем), на которой он был убит и которая облита была кровью (кокора эта теперь вся обгрызена, потому что щепы от неё, по народной вере, взятые в рот, успокаивают зубную боль)». До наших дней дошли воспоминания старожилов о хранившейся в Ущельском приходе колоде, от которой паломники отламывали щепки для облегчения зубной боли. По свидетельству С.В. Максимова, местные жители указывали за селом место убиения Иова. В XIX в. по молитвам к Иову получали спасение от «потопления на водах», находили потерянный в лесу скот. В конце XIX в. чудеса продолжали записывать в памятной книге Ущельского прихода, где были зафиксированы, в частности, избавление от болезни желудка (сентябрь 1886 г.), исцеление расслабленного (январь-март 1890 г.), спасение от пожара. Не прекращалось почитание Иова и в советское время, исследователям известны современные случаи помощи по молитвам к святому, особенно заблудившимся в лесу. Согласно «Сказанию о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», по указу Архангельского архиепископа Варсонофия (Василия Арефьевича Щеныкова?) 3 ноября 1739 г. состоялось обретение мощей Иова.

 



 
PR-CY.ru