ИОВ, Мозовский, Мазовский - Страница 5

Служение молебнов Иову практиковалось, согласно Житию, в Ущельской пустыни уже в 1654 г. В феврале 1860 г. село Усть-Щельское посетил Архангельский епископ Александр (Павлович), бывший настоятель Соловецкого монастыря. Отслужив молебен у раки Иова, архиерей подарил Ущельскому приходу Казанскую икону Божьей Матери, сопроводив свой дар письмом, в котором благословил ежегодно служить молебны в день памяти Иова. Из доклада благочинного Архангельской консистории 1814 г. или начала 1815 г. исследователям известно, что в это время празднование в честь Иова в Ущельском приходе совершалось 6 мая, в день памяти праведного Иова Многострадального, и 6 августа, в день мученической кончины Иова, «в каковые дни и в другое время богомольцы приходят в довольном количестве» (Государственный архив Архангельской области). В последнее десятилетие XIX в. 6 мая вместе со службой праведному Иову в Ущельском и близлежащих приходах совершалась служба Иову (по Общей Минее). Официальной канонизации Иова не было, служение ему панихид или молебнов, по мнению исследователей, зависело от позиции правящего архиерея. Евгений Евстигнеевич Голубинский поместил Иова среди неканонизированных подвижников благочестия. Канонизация Иова совершилась, как полагают исследователи, в процессе переписки Архангельского архиерея с Синодом по поводу открытия в Усть-Щельском женской обители. В ответ на представление Архангельского епископа Иоанникия (Казанского) Синод 3 ноября 1901 г. постановил именовать учреждённую общину «Ущельскою преподобного Иова женскою общиною» (Государственный архив Архангельской области). Имя Иова вошло в составленный архиепископом Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903 г.), что свидетельствует о признании канонизации Иова. Вопрос о включении имени Иова в Собор Соловецких святых рассматривался по представлению Соловецкого монастыря на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых 29–30 ноября 2000 г. Положительное заключение комиссии было утверждено 9 декабря 2000 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Архив Соловецкого монастыря). В начале XX в. Никодим (Кононов) составил тропарь, кондак, молитву и акафист Иову. 29 ноября 1910 г. возглавлявшая Ущельский монастырь монахиня Магдалина обратилась к Архангельскому епископу Михею (Алексееву) с просьбой рассмотреть тропарь, кондак и молитву преподобномученику и разрешить их использование (Государственный архив Архангельской области). Повторно вопрос о тропаре, кондаке и молитве рассматривался в 1914 г. Архангельским епископом Нафанаилом (Троицким). Поводом, по мнению исследователей, послужила просьба игумена Ущельского монастыря Магдалины от 3 мая 1914 г. о разрешении носить икону Иова по деревням для служения молебнов в связи с желанием местных жителей (Государственный архив Архангельской области). Ходатайство было отклонено. Акафист Иову известен исследователям в единственном списке конца XIX – начала XX вв. (не позднее 24 апреля 1904 г.) с многочисленными пометами и исправлениями (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская духовная академия).

 



 
PR-CY.ru