ИОВ, Мозовский, Мазовский - Страница 6

Акафист опирается на Житие Иова. 7 июля 1901 г. настоятель Ущельского прихода священник Ф.М. Смирнов обратился к епископу Иоанникию с рапортом, в котором просил ходатайствовать перед Синодом о разрешении напечатать акафист Иову (Государственный архив Архангельской области); рукопись акафиста в деле не сохранилась, поэтому исследователи не могут установить, шла речь об акафисте, написанном Никодимом (Кононовым), или о каком-то другом тексте. 28 августа 1901 г. Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет не рекомендовал акафист к печати. Молитва Иову была опубликована в 1915 г. в сборнике молитв. Она с незначительными изменениями повторяет молитву Сергию Радонежскому. Исследователи отмечают, что при перепечатке молитвы Иову в сборнике «Акафисты русским святым» в текст были внесены изменения, в частности, добавлено прошение об освобождении страны от «лютых безбожник и власти их» и о восстановлении «престола православных царей». В иконописном подлиннике XVIII в. по списку Георгия Дмитриевича Филимонова под 6 октября помещено описание образа Иова: «Подобием надсед, брада аки Александра Свирскаго, ризы преподобническия, в схиме». Другие иконописные подлинники под 1 сентября и 19 апреля в целом повторяют эту информацию: «Надсед, брада Александра Свирскаго, в схиме, ризы преподобническия» (конец XVIII в. – Библиотека Академии Наук); «Надсед, брада аки у Варлаама Хутынскаго, в схиме, риза преподобническая, он же убиен от разбойник» (1820 гг. – Российская национальная библиотека). Иеромонах Никодим (Кононов) описал образ Иова, сопроводив его рисунком: «Вид преп. Иова по древним иконам восстановляется следующий: “Лице преп. Иова продолговатое, обрамлённое немалою бородою и усами с проседью, взгляд открытый. На голове кукуль, правою рукою благословляет, в левой свиток”. Хотя слов на древних иконах не видно, но мы находим вполне приличным писать такие слова: “Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити”. Сообразно с этим нами и сделано существующее изображение…». Первый образ Иова создан в 1658 г., через 30 лет после преставления святого, на надгробном покрове в часовне, возведённой над мощами Иова вскоре после его кончины. На покрове Иов был изображён седобородым старцем в монашеском одеянии со свитком в руках. В 1664 г. для вновь сооружённой в Ущельской пустыни церкви Рождества Христова написан другой образ – «Господа Саваофа, Иева многострадальнаго, и на поле Иева Ущельского» (Российская национальная библиотека). В 1701 г. «по указу преосвященнаго Афанасия вместо прежней обветшалой построена часовня во имя священномученика Иова Ущельскаго чудотворца на прежнем месте рублёная. В той часовни под спудом опочивает Иов Ущельский чудотворец. Над ним гробница тёсовая, покрыта сукном, на той гробнице написан образ священномученика Иова на красках. На ней пелены: одна голи красной три аршина, другая – жёлтой два аршина, крест на ней осьмиконечной, винетейской… В часовни образ святаго священномученика Иова, Ущельскаго чудотворца, вверху на углу Иисус Христос, писаны на листовом золоте красками» (Российская национальная библиотека). В Житии Иова упоминаются чудеса, которые совершались от его икон.

 



 
PR-CY.ru