ИОВ, Мозовский, Мазовский

ИОВ, Мозовский, Мазовский († в 1628 г.) – Ущельский, основатель Ущельской пустыни в честь Рождества Христова у впадения реки Ежуги в реку Мезень, преподобномученик (память 5 августа, 9 августа – в Соборе Соловецких святых).  Житие Иова сохранилось в трёх списках XVIII–XIX вв., содержащих две редакции текста. К первой редакции исследователи относят списки Исторического музея, 1770 гг. (полный), и Института русской литературы (краткий), сделанный в 1855 г. пинежским священником Алексеем Семёновым. Рукопись Исторического музея помимо Жития Иова содержит 47 кратких записей о случаях исцелений, совершившихся по молитвам к нему в XVII–XVIII вв.; в списке из Пинежского собрания представлено только Житие. Исследователи считают, что часть памятника, содержащая описание чудотворений, происшедших в XVII в. (1655–1664 гг.), была составлена в том же столетии, а описания исцелений, совершившихся в XVIII в., были прибавлены к Житию позднее. Первая часть Жития, по мнению исследователей, могла быть создана при участии Исаакия, который в 1659–1665 гг. был строителем Ущельской пустыни. Исследователи полагают, что причиной, побудившей Исаакия написать Житие Иова, стало возведение в 1664 г. новой церкви Рождества Христова на месте сгоревшей, которая находилась недалеко от погребения святого: последнее из чудес XVII в. датировано 9 января 1664 г. В XVIII в. рассказы о чудотворениях могли быть дописаны к Житию в связи с освидетельствованием мощей Иова в 1739 г., но не позднее 1764 г., когда Ущельская пустынь была упразднена. Вторая редакция Жития, опирающаяся на текст первой редакции, известна исследователям в единственном списке 1861 г. (Библиотека Академии Наук). Дефектный характер списка (множество ошибок и описок) исследователи объясняют низкой грамотностью переписчика, которым был 14-летний Ф. Ситников – крестьянин из деревни Верхний Березник, входившей в Ущельский приход. Во второй редакции более подробно говорится об устроении Ущельской обители, о мученической кончине Иова, приводится рассказ об освидетельствовании мощей святого 3 ноября 1739 г. («Сказание о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», хранившееся в Ущельской церкви как отдельная записка). Введение ко второй редакции Жития, в котором отсутствие биографических сведений о преподобномученике объясняется Божественным произволением, носит риторический характер и восходит к «Слову о явлении мощей праведного Иакова Боровичского» в сбрнике «Рай мысленный», опубликованном в Валдайском Свято-Озерском в честь Иверской иконы Божьей Матери мужском монастыре в 1659 г. Во второй редакции Жития содержится краткое описание 51 чуда (в последнем сообщается об исцелении мезенского титулярного советника А. Фёдорова в 1822 г.); в некоторых случаях датировки чудес незначительно отличаются от дат в первой редакции Жития. Автором второй редакции, по мнению исследователей, мог быть священник Никита Петров, в 1858 г. составивший описание Ущельского прихода (его рукопись в числе источников сведений о приходе упомянута в издании «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1895 г.).

 



 
PR-CY.ru