ИУДА - Страница 13

Одно из ранних сохранившихся изображений Иуды-Фаддея, атрибутируемых по надписи, – оплечный образ cвятого в медальоне, входящий в мозаичную декорацию алтаря кипрской церкви Пресвятой Богородицы Канакарии в Литрангоми (вторая четверть VI в.) наряду с другими апостолами от 12. Иуда показан тёмноволосым молодым человеком с тёмными, едва начавшими расти усами и двумя завитками короткой, ещё не оформившейся бороды. В росписи апсиды часовни монастыря Аполлония Фиваидского в Бауите (VI–VII вв., зал 6, Коптский музей, Каир) Иуда показан вместе с другими апостолами от 12, стоящими по сторонам тронного образа Богоматери с Младенцем, в надписи он поименован Фаддеем, изображён с седыми волосами и со средней длины клиновидной бородой, в руках – кодекс. В сценах Нового Завета, связанных с земной жизнью Христа, Иуда среди других апостолов может быть наиболее точно идентифицирован, только если его имя есть в надписи. Так, на фреске с изображением «Тайной вечери» в церкви монастыря Честного Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494 г.), где каждый из 12 апостолов имеет надпись в виде начальной буквы имени (кроме Иуды Искариота), Иуда обозначен инициалами «Θ̇Δ» (Фаддей), он молод, волосы тёмные, вьющиеся, борода короткая. Изображение Иуды (без подписи) входит также в состав нескольких сцен Нового Завета, в которых показаны сыновья праведного Иосифа в связи с историей Богоматери. Так, вместе с братьями Иаковом, Иосией и Симоном (Мф. 13:55–56; Мк. 6:3) Иуда представлен на миниатюрах из Гомилий Иакова Коккиновафского (первая половина XII в.), иллюстрирующих пребывание Девы Марии в доме праведного Иосифа: Иосиф вводит Марию в свой дом в Назарете, Мария провожает Иосифа на работы; Иосиф возвращается с работ; Иосиф объявляет Марии о своём отъезде; сомнения Иосифа; оправдания Марии; взятие Иосифа и Марии под стражу; оправдание Марии, Захария отпускает Марию. Сыновья праведного Иосифа изображены с нимбами. Они показаны разновозрастными: старший – с тёмной короткой бородой, два средних – с бородой, едва показавшейся, и безбородый (Иуда?), младший – отрок (идентифицируется как Иаков, брат Господень). В памятниках монументальной живописи, включающих подробный Богородичный цикл, также встречаются изображения сыновей праведного Иосифа (например, в монастыре Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, около 1316 – 1321 гг.). Сюжет из апокрифических «Деяний апостола Фаддея», связанный с принесением царю Эдессы Авгарю плата с Нерукотворным образом Спасителя, проиллюстрирован на створках триптиха «Апостол Фаддей и царь Авгарь, с избранными святыми» (Х в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае; створки объединены рамой) – молодой, с едва показавшейся бородой апостол (по сторонам нимба сохранилась фрагменты надписи с именем Фаддей) сидит в лёгком развороте влево на троне с красной подушкой, прямоугольной спинкой и широким подножием, персты правой руки сложены в жест благословения, левой указывает на средник (утрачен, как полагают исследователи, был изображён Мандилион).

 



 
PR-CY.ru