ИУДА - Страница 11

Западная церковь чтит память апостола Иуды-Фаддея вместе с памятью апостола Симона Кананита 28 октября. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. память Иуды отмечается неоднократно (например, 16, 22 мая; 19 июня – как Фаддей), однако богослужебное последование излагается лишь для празднования Иуды в седьмую пятницу после Пасхи: на Пс. 50 и на входе поется тропарь второго гласа «Апостола, Господи, память…»; назначаются прокимен Пс. 67:36 со стихом, Апостол Иуд. 1–25, аллилуиарий Пс. 88:6, Евангелие Лк. 6:12–19. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память Иуды отмечается 19 июня; указаны отпустительный тропарь кондак, канон пятого гласа, два цикла стихир-подобнов, две дополнительные стихиры, седален; на литургии поётся прокимен Пс. 18:5а со стихом, Апостол Иуд. 1–10, аллилуиарий Пс. 88:6, Евангелие Мк. 6:1–6а. В рукописной славянской Минее (Российская национальная библиотека, XI в.) память Иуды празднуется 26 мая; указаны те же канон и седален, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, а также два иных цикла стихир-подобнов. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. в день памяти Иуды 19 июня назначается то же последование, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. Указания Мессинского Типикона 1131 г. на 19 июня ограничиваются отсылкой к 27 апреля (память Симеона, сродника Господня). Такие же указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава (XII-XIII вв.) и в первопечатном греческом Типиконе 1545 г.; в последнем также упомянут отпустительный тропарь Иуде первого гласа «Христова тя сродника…». Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., 19 июня совершается шестеричная служба в честь Иуды; указаны отпустительный тропарь первого гласа «Чистоту душевную…», кондак второго гласа «Твёрдым умом…», канон, два цикла стихир-подобнов, седален, светилен; на литургии назначаются прокимен Пс. 18:5а со стихом, Апостол Иуд. 1–10, аллилуиарий Пс. 88:6, Евангелие Ин. 14:21–27, причастен Пс. 18:5a. Такие же указания содержатся в Типиконе 1641 г. Начиная с исправленного издания Типикона 1682 г. 19 июня стало отмечаться знаком, статус службы Иуде повысился до полиелейной службы, последование Иуде было дополнено недостающими песнопениями. В греческих богослужебных книгах статус службы Иуде не изменился. Последование Иуде в современных русских богослужебных книгах превосходит по количеству песнопений аналогичное последование в современной греческой Минее. В современной греческой Минее помещён отпустительный тропарь Иуде третьего гласа; в русской Минее содержится два отпустительных тропаря: первого гласа и ещё первого гласа «Чистоту душевную...». В греческой Минее содержится кондак Иуде первого гласа «Из знатного корене...»; в русской – второго гласа. В современных богослужебных книгах помещён канон Иуде авторства Феофана с акростихом «Пети Иуду Боговидца тщуся. Феофаново» плагального первого (т.е. пятого) гласа, ирмос (начало: «Таинниче небесных»). В русской Минее также содержатся четыре цикла стихир-подобнов; четыре самогласна; четыре седальна; светилен.

 



 
PR-CY.ru