ИУДА - Страница 12

В греческой Минее количество стихир Иуде значительно меньше; светилен отсутствует. В рукописях сохранились песнопения Иуде, не вошедшие в современные богослужебные книги: 19 июня – кондак плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа «Яко ученика светлейшего...», иной кондак второго гласа «Истинного благочестия проповедника...»; 26 мая – канон, предположительно составленный Иоанном Монахом, с акростихом «Радуйся, Иудо, апостоле Христов» первого гласа, ирмос (начало: «Радуйся, о Иудо, учениче»), два цикла стихир-подобнов. В греческом иконописном подлиннике – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) в числе описаний 11 апостолов приведено следующее: «Фаддей молод, без бороды», а среди 70 апостолов упомянут «Иуда, брат Господень, молод, с бородою едва показавшейся». От возрастной характеристики Иуды как молодого апостола отходят русские сводные иконописные подлинники XVIII в. Так, под 19 июня в описании «святого апостола Иуды, брата Господа по плоти» отмечено, что он «надсед, брада аки Варлаама Хутынского, риза багор, испод лазорь, во амфоре (омофоре), в руках свиток держит обема рукама, а в киевских в одной правой руке, а в левой книга». В «Руководстве к писанию икон», где академик живописи Виктор Доримедонтович Фартусов обобщил информацию известных ему иконописных подлинников, говорится, что Иуда «типа еврейского, из рода Давидова, преклонных лет, волосы с проседью, ниже ушей коротки, борода продолговатая, до ключицы, также с проседью; в фелони и омофоре. В руках свиток с надписью: “Иуда Иисуса Христа раб, брат же Иакова, сущим о Бозе Отце освященным Иисусом Христом соблюденным званым милость вам и мир и любы да умножатся. Возлюбленные, всяко тщание творя писати вам об общем спасении вашем, нужду возымех писати вам”. Или: “Се приидет Господь во тьмах святых ангелов Своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их”». На наиболее древних дошедших до нас памятниках (в росписях катакомб и на рельефах сакрофагов III–IV вв.) Иуда представлен не единолично, а в числе 12 апостолов (например, в римских катакомбах Домитиллы, конец III – середина IV в.; в катакомбах на Виа Анапо, первая половина IV в.; в саркофаге из церкви Сант-Амброджо в Милане, конец IV в., и др.). По мнению исследователей, образ Иуды не имеет узнаваемых иконографических черт или атрибутов, поэтому его уверенное отождествление возможно только в том случае, если апостолы поименованы. Иуда (как и другие апостолы) облачён в белую тунику с клавами и паллий (например, на мозаиках церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; в оратории Архиепископской капеллы в Равенне, 494–519 гг.), ноги босые или в сандалиях; с VI в. – с нимбом (на мозаике Арианского баптистерия в Равенне, около 520 г.), в хитоне и гиматии (в росписи часовни монастыря Аполлония Фиваидского в Бауите, Египет).

 



 
PR-CY.ru