ИОАНН Власатый, Ростовский, - Страница 4

О блаженном Артемии рассказывается, что из одежды он имел одну рубаху, передвигался бегом, часто бывал в Вознесенской церкви, где покоятся мощи блаженного Исидора Твердислова, имел дар чудотворения и провидения, в частности, провидел совершавшиеся в Москве по приказу Ивана IV казни. «Пища же его – бежучи, ухватит полуденежной колачь, и ухватит зубы своими, и, держа в зубах, весь колачь исчиплет и розмечет, а что в роте, то была у него пища». Блаженный Артемий был погребён в Вознесенской церкви, напротив гробницы блаженного Исидора. Почитание Иоанна ограничивалось Ростовской землёй, о чём косвенно свидетельствует отсутствие его памяти в святцах и в Прологах московской печати XVII–XVIII вв. Чаще всего Житие Иоанна переписывалось в составе сборников, включающих Жития Ростовских святых. В Житии отмечены попытки прославления Иоанна, которые предпринимались в конце XVI в. и в первой половине XVII в.: «При благочестивом царе Феодоре Иоанновиче… о многих чюдесех сих Божиих во дворце возвещено… священником Максимом с челобитною. Да и при царе… Михаиле Феодоровиче… возвещено же священником Иоанном о многих чюдесех Божиих, и выписка у подьячево есть» (Исторический музей). Указание на обращение со списком чудес к царю Фёдору Ивановичу содержит хронологическое несоответствие: обращение отнесено к 1577 г., когда царём был ещё Иван IV. В Милютинских Четьих-Минеях помещены тропарь и кондак святому (Исторический музей). По мнению исследователей, во второй половине XVII в. был составлен канон блаженному (Российская национальная библиотека, последняя треть XVII в.; начало: «О всесвятый угодниче Христов»). Житие Иоанна с описанием 11 чудес есть среди подготовительных материалов к «Книге житий святых» Димитрия Ростовского (Исторический музей), однако по неизвестным для исследователей причинам оно не вошло в Четьи-Минеи Димитрия Туптало). Канонизация Иоанна подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 г. Мощи Иоанна почивают под спудом в Толгской церкви в Ростове; храм в XX в. не закрывался, в нём также погребён Угличский епископ Амфилохий (Сергиевский-Казанцев). В иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. об особенностях иконографии Иоанна под 3 сентября сказано: «Подобием рус, брада аки Леонтия Ростовскаго и подоле, и круглая, власы на главе велики, риза как у Алексея, человека Божия»; «риза как на Алексее человеке Божии, брада Леонтия Ростовскаго, подоле и круглее, власы велики»; «ризы преподобническия, брада Леонтия Ростовскаго» (Библиотека Академии Наук, конец XVIII в.); «брадою и ризою аки Алексей, человек Божий» (Институт русской литературы (Пушкинский Дом), 1830 гг.). В подлиннике 1850 г., составленном диаконом Василием Поникаровским на основании подлинника XVII в., об Иоанне сообщается: «Сей бе рус впроседь, власы и брада долги просты, риза едина подряски, подпоясан ремнём, в правой руке ключка» (Архив музея-заповедника «Ростовский кремль»). В пособии для иконописцев Виктора Доримедонтовича Фартусова 1910 г. Иоанн описан таким образом: «...Так как в подлинниках, а равно и в описании жития его не сказано о летах и подобии его, то лучше писать его более средних лет, худощавым, с большими волосами, как видно из прозвания «волосатый», и большой бородой с проседью; в грубом кафтане» (далее ошибочно, как полагают исследователи, прибавлены особенности иконографии блаженного Иоанна Большой Колпак).

 



 
PR-CY.ru