ИРИНА - Страница 5

В церкви Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки), конец XIII – начало XIV вв., она изображена в медальоне. Образ святой встречается в миниатюрах рукописей. В рост Ирина представлена в рукописи греческого Служебного Евангелия (под 4 мая), созданного в Константинополе в конце XI в. В Кодексе Гертруды (в составе Псалтири архиепископа Эгберта из Трира, Чивидале-дель-Фриули, Национальный археологический музей) среди миниатюр, созданных в Киеве в 1078–1086 гг., есть ктиторская композиция, на которой апостол Пётр и Ирина подводят к Спасителю на троне Киевского князя Ярополка и его супругу княгиню Ирину. Ирина одета в синее платье с золотым лором, на голове золотой венец. Несколько иконописных изображений святой сохранилось в ризнице монастыря великомученицы Екатерины на Синае. В короне и лоратной далматике она представлена на минейных иконах: в серии из шести икон (гексаптихе) второй половины XI в. – первой половины XII в.; на одной из 12 минейных икон (додекаптихе) конца XII в. – начала XIII в. (иконы находятся на столбах базилики). На иконе XII в. «Святые Николай, Савва, Варвара и Ирина» Ирина изображена в рост, в короне и императорском одеянии – синей лоратной далматике, с длинными серьгами в ушах, с крестом в руке. Над её фигурой надпись: «AГIA EIPINH». По мнению Р. Нельсона, на иконе представлена не великомученица, а императрица Ирина. Основной аргумент исследователя (царские одежды святой) не принимают другие исследователи, поскольку образы Ирины такой иконографии хорошо известны в византийском искусстве, в том числе и на более ранних минейных иконах. На правом поле синайской иконы «Распятие, с Деисусом и святыми на полях», выполненной около 1250 г. в мастерской крестоносцев в монастыре великомученицы Екатерины на Синае в подражание образу XII в., – поясной образ, парный образу великомученицы Екатерины; на нижнем поле иконы «Святитель Николай Чудотворец, со сценами жития и избранными святыми» начало XV в. – в рост, в синей далматике с золотым лором, рядом со святыми Еленой и Мариной. На некоторых иконах, где надписи не сохранились, святую в царских одеждах исследователи предположительно идентифицируют как Ирину, например, на обороте двухсторонней иконы «Великомученик Георгий Победоносец в житии. Великомученицы Марина и Ирина» (XIII в., Византийский музей в Афинах). На этой иконе святые предстоят в молении Иисусу Христу, благословляющему их обеими руками. Ирина изображена в плаще с оплечьем и в короне. Ещё одно предполагаемое изображение Ирины – на иконе первой четверти XIV в. (Византийский музей в Веррии). Во фресковых минологиях балканских храмов изображалась также сцена мученичества Ирины: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.) и в церкви сорока мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (около 1230 г.). Поствизантийский период иконография Ирины в целом следует византийской традиции. Начиная c XV в. её наряд нередко дополняется новыми деталями, немного изменён тип причёски. На небольшой иконе первой половины XV в. из частного собрания «Великомученик Георгий Победоносец, великомученица Ирина, апостол Андрей Первозванный, великомученица Параскева» Ирина представлена в красной далматике и короне, волосы собраны под голубым чепцом, в руке, как обычно, держит крест (32х23 см) конца XV в. Ирина изображена в медальоне, на одном листе с другими св. жёнами и под 5 мая в рост, в царском одеянии – далматике с лором и в золотой короне.

 



 
PR-CY.ru