ИРИНА - Страница 8

На этих иконах Ирина представлена в платье с оплечьем и каймой впереди (своеобразный вид далматика), в плаще, закреплённом на одном плече, и городчатом венце. Почитание Ирины в Москве отмечено строительством на Воздвиженке боярином Василием Ивановичем Стрешневым Ирининской церкви (известна по документам с 1629 г.); впоследствии усадьба В.И. Стрешнева перешла Нарышкиным. В 1874 г. при содействии Московского архива Министерства иностранных дел, которому принадлежал земельный участок, церковь отстроена заново в старых формах; в 1937 г. разрушена. В этом храме хранился древний местный образ Ирины в серебряном окладе с 14 клеймами жития. Круг московских памятников XVII в. с изображением Ирины связан преимущественно с царскими заказами. В царской семье в честь великомученицы Ирины была названа сестра царя Алексея Михайловича. Согласно традиции, для царевны Ирины Михайловны писались иконы её покровительницы, подносившиеся ей ежегодно на именины. Об этих иконах исследователям известно лишь из документов дворцовых приказов. Автором одной из них, написанной в 1670 г., был иконописец Сергей Рожков. Фёдору Зубову приписывается икона, вложенная царём Алексеем Михайловичем в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. На ней были изображены святые в молении Богоматери «Знамение»: митрополит Алексий, Алексий, человек Божий, Ирина, Феодор Стратилат, Симеон Персидский, Мария Египетская, Екатерина, Марфа, Татиана, Евдокия, Анна, София, Феодосия, Мария (Исторический музей). Исследователи датируют этот образ между 1665 и 1685 гг. Симеон Полоцкий составлял «Подписания икон», в которых деяния святых были призваны служить образцом для тезоименитых членов царской семьи, а носители их имён – уподобиться св. покровителям. Как отметила Ольга Андреевна Белоброва, эта традиция перешагнула границы придворных храмов и кремлёвских теремов. Иконы в честь святых, имена которых носили члены царской семьи, составляли местные ряды иконостасов в домовых храмах московских князей и бояр. Так, в описи имущества опальных князей Голицыных, составленной в 1689 г., упоминаются иконы, находившиеся в одной из палат: «...Образа мучениц Ирины да Евдокеи, да Софии, да Наталии и Марфы». Изображения св. покровителей украшали предметы, предназначавшиеся для царских гробниц. Так, покров на гроб Ирины, сестры царевны Софии Михайловны (1636 г.), происходящий из Вознесенского монастыря, был украшен дробницами, на одной из которых изображена Ирина в короне (музеи Московского Кремля). В искусстве Нового времени царские одежды Ирины приобрели иной вид: она одета в парчовое платье, на голове зубчатая корона. В руке Ирина иногда держит пальмовую ветвь, как на иконе рубежа XVIII и XIX вв. «Избранные святые в молении Спасу Нерукотворному: мученица Анисия, мученица Клеопатра, священномученик Василий Парийский и великомученица Ирина». В этот период появляется ещё одна разновидность головного убора Ирины: венец изображается поверх белого плата, который покрывает голову и плечи святой, как на иконе «Великомученик Феодор Стратилат, со сценами страдания и святыми на полях» (третья четверть XIX в.), где Ирина изображена внизу на правом поле. Ирина часто бывает представлена среди св. жён в различных сценах, например, на иконе «Страшный Суд» Симона Ушакова (1706 г., Третьяковская галерея, собрание Павла Дмитриевича Корина); на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется…» с праздниками и святыми (конец XVIII в.) из Романова-Борисоглебска (Русский музей).

 



 
PR-CY.ru