ИРИНА - Страница 6

Образ Ирины известен исследователям на фресках кипрских церквей в Луварасе, в церкви мученика Маманта (1495 г.) и в церкви архангела Михаила и Пресвятой Богородицы (1514 г.) в Галате – в царских одеждах. Сохранилось её изображение в церкви св. Димитрия в Кавианике на острове Китира (середина XVII в.). В Киевской Руси Ирина была одной из наиболее почитаемых святых. Её имя упоминается во всех древнейших месяцесловах. Княгиня Ирина, супруга Ярослава Мудрого, построила монастырь во имя своей небесной покровительницы (упоминается в Лаврентьевской летописи под 1037 г.; Полное собрание русских летописей. 1997 г. Выпуск 1). В соборе Святой Софии в Киеве (1040 гг.) изображением Ирины считается образ мученицы с распущенными волосами, в императорском одеянии и короне, на восточном откосе центрального столба в северо-западной части храма, симметрично образу царицы Елены. В правой руке она держит крест, левой поддерживает край одеяния и платок. Сопоставление этого изображения с образом равноапостольной царицы Елены, особенности иконографической программы собора Святой Софии, в которой выделяются св. покровители семьи великого князя Ярослава, а также иконографические черты изображения подтверждают это предположение исследователей. Образ Ирины был включён в иконографическую программу диаконника церкви Спаса Преображения на Нередице (1199 г.) – в медальоне, в одном ряду с великомученицей Екатериной и мученицами Христиной и Агапией. Редкий пример изображения Ирины в прикладном искусстве домонгольской эпохи – медальон барм из Рязанского клада, выполненных в технике эмали (конец XII – начало XIII вв.). В центральном медальоне изображена Богоматерь, в двух соседних медальонах, чуть меньшего размера, – полуфигуры святых Ирины (надпись: «Орина») и Варвары, обе в мафориях, с крестами в руках, без венцов. Идентификация Ирины в русском, как и в византийском искусстве иногда для исследователей затруднена. Они отмечают, что обычно надпись ограничивается словами: «Святая мученица Ирина», что может указывать как на великомученицу, так и на мученицу Ирину, прославляемую вместе с мученицами Агапией и Хионией. Одной из основных черт для идентификации Ирины исследователи считают её царское одеяние. В Софийском иконописном подлиннике дано краткое описание её внешности: «Мученици Иринии. Ирина девица венец царский, риза киноварь». Поясной образ Ирины плохой сохранности дошёл во фресках минология на май в церкви праведного Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Великом Новгороде конца 1460 – начала 1470 гг. Интерес к изображению Ирины значительно возрос в конце XVI в., в правление царя Фёдора Ивановича, супругой которого была Ирина Фёдоровна Годунова. Сведения о дате рождения царицы не сохранились, но исследователи утверждают, что её небесной покровительницей была Ирина. Эту мысль подтверждает храмовое строительство. Так, в боровском Пафнутиевом монастыре в Рождественском соборе было освящено два придела в честь св. покровителей царственной четы св. Феодора Стратилата и Ирины. Над северным порталом собора, рядом с Ирининским приделом, сохранились фрагменты фрески с их изображением. В 1600 г. в Ипатиевском костромском монастыре был освящён надвратный двухшатровый храм во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины (в конце XVII в. переосвящён во имя св. Иоанна Предтечи и апостолов Петра и Павла).

 



 
PR-CY.ru