ИОАНН НОВЫЙ, СОЧАВСКИЙ - Страница 6

В средневековом искусстве Молдовы XV – середины XVII вв. исследователям известен также ряд изобразительных циклов, посвящённых мучению Иоанна Нового, Сочавского. Древнейшим (вторая половина XV в.) является цикл из 12 чеканных рельефов на серебряной позолоченной раке великомученика, находящейся ныне в церкви великомученика Георгия монастыря св. Иоанна Нового в Сучаве (перенесена из старой митрополичьей церкви Мирэуци). В росписях храмов житийные циклы Иоанна Нового, Сочавского сохранились в церкви Георгия Победоносца монастыря Воронец (1547 г.), церкви Воскресения Господня монастыря Сучевица (начало XVII в.) и в кафедральном (епископском) соборе в городе Роман (1648 г.). Первые три цикла (включая раку) состоят из 11 сцен мучения и посмертных чудес (набор их варьируется), последний – из 15 (четыре конечные сцены посвящены рассказу о неудачной попытке католиков похитить мощи святого). Надписи, которыми снабжены изображения, представляют собой краткий пересказ соответствующих фрагментов Жития. Все житийные циклы завершаются сценой перенесения мощей Иоанна Нового, Сочавского в Сучаву. Традиция включения в храмовые стенописи житийного цикла Иоанна Нового, Сочавского сохраняется и в XVIII–XIX вв., о чём свидетельствуют росписи собора монастыря Секу и храма скита Сихэстрия-Секулуй. Сохранилась житийная икона Иоанна Нового, Сочавского (1630 гг., Третьяковская галерея), долгое время считавшаяся образом мученика Иоанна Воина. Икона происходит из придела во имя Иоанна Нового, Сочавского московской церкви Гребневской иконы Божьей Матери, устроенного в честь небесного покровителя царевича Ивана Михайловича, и, по мнению исследователей, была написана к освящению престола 29 мая 1635 г. Она имеет значительные утраты красочного слоя, особенно на житийных клеймах на левом поле. Иоанн Новый, Сочавский изображён в рост в синем хитоне, препоясанном полосатым кушаком, и в красном гиматии. В правой руке держит крест, в левой – свиток. Средник окружают 16 клейм с подробными надписями на фоне: «Рождество Иоанна», «Крещение», «Прение о вере с итальянским купцом во время плавания в Белгород», «Купец доносит правителю города о желании Иоанна отречься от веры», «Иоанна приводят к правителю, и он исповедует христианство», «Иоанна избивают палками», «Иоанн перед правителем после пыток», «Иоанна заточают в темницу», «Иоанн перед правителем вновь отказывается отречься от веры» (изображение утрачено), «Иоанна, привязанного за ноги к коню, волокут по городу», «Усекновение главы», «Ангелы поют над телом Иоанна», «Некий иудей хотел застрелить “световидных мужей”», «Отпевание Иоанна», «Погребение Иоанна». В 1628 г. иконописец Назарий (как полагают исследователи, Назарий Савин) написал по заказу приехавшего в Москву с посольством архимандрита Варлаама для господаря Мирона Барновского икону «Мученики Георгий и Иоанн Новый с клеймами мучений» (исследователям неясно, мучения Георгия, Иоанна Нового, Сочавского или обоих), однако патриарх Филарет решил, что она «писана не по достоинству», и образ не был отправлен в Молдавское княжество (дальнейшая его история исследователям неизвестна).



 
PR-CY.ru