ИОАНН НОВЫЙ, СОЧАВСКИЙ - Страница 4

Аргументом против данной версии, по мнению исследователей, служит то обстоятельство, что в западнорусских землях, где было заметно влияние Григория Цамблака, почитание Иоанна Нового, Сочавского в XV в. не прослеживается. Более вероятным исследователи считают предположение, что почитание Иоанна Нового, Сочавского (и соответствующие тексты) получило распространение в Московской Руси, минуя Западнорусскую митрополию, в последней четверти XV в., когда между Молдавским княжеством и Великим княжеством Московским был заключён военно-политический союз, скреплённый в 1483 г. браком наследника престола Ивана Ивановича Молодого и дочери господаря Стефана Великого Елены. Старший известный исследователям русский список службы Иоанну Новому, Сочавскому, включающей также оба Жития, по мнению исследователей, новгородского происхождения и датируется ими 1520и гг. Во всяком случае, в конце 1530 гг. Житие Иоанна Нового, Сочавского и служба ему были настолько известны в Новгороде, что они составили литературную основу соответственно русского Жития новомученика Георгия Нового Софийского, написанного по поручению архиепископа (впоследствии митрополита) Макария иеромонахом Илиёй, и службы ему, созданной псковским священником Василием (в монашестве Варлаам). Одновременно Житие Иоанна Нового, Сочавского включается в состав Великий Миней Четьих и оттуда переходит во все позднейшие минейные собрания XVI–XVII вв.: Чудовские (Исторический музей, 1600 г.), Тулуповские (Российская государственная библиотека, 1627–1632 гг.) и Милютинские (Исторический музей, 1646–1654 гг.) Минеи-Четьи. Несколько сокращённый вариант Жития был включён в Пролог 1643 г. (и в позднейшие его издания). Через посредство Великих Миней Четьих Житие вошло также в состав «Книги житий святых» Димитрия Ростовского, июньско-августовский том которой был издан в 1705 г. В XIX в. Житие было переведено на русский язык в составе «Книги житий святых». С середины XVI в. служба Иоанну Новому, Сочавскому широко распространяется в составе «Минеи новым чудотворцам», канонизированным на Московских Соборах 1547–1549 гг. В первой половине XVII в. канон Иоанну Новому, Сочавскому почти дословно (сохранился даже именной акростих по богородичнам) был использован при написании канона великому князю Георгию Всеволодовичу. Во имя Иоанна Нового, Сочавского был крещён старший сын царя Михаила Фёдоровича Романова, родившийся в 1633 г. и умерший в 1636 г. Сохранилась его мерная икона, написанная в 1633 г. (Архангельский собор Московского Кремля), в драгоценном окладе с изображением небесного покровителя. С этим событием связано посвящение престола Иоанну Новому, Сочавскому в составе архитектурного комплекса дворцового Верхоспасского собора («Спас за золотой решёткой») в Московском Кремле – «Иоанн Белгородской, что в Верху». Большие работы по украшению интерьера вновь отстроенного в 1670 гг. храма велись в 1678–1680 гг.

 



 
PR-CY.ru