ИОАНН НОВЫЙ, СОЧАВСКИЙ - Страница 3

Старшие списки славяно-молдавского происхождения переписаны известным монахом-книгописцем Гавриилом Уриком (Архив СПб. ФИИ РАН, первая треть XV в., без конца; Бухарест. БАН Румынии, 1438, 1450 гг.); старший русский список входит в состав Минеи служебной 1520 гг. на июнь (Вильнюс. БАН Литвы). В XVII в. Житие Иоанна Нового, Сочавского дважды переводилось на румынский язык: в начле столетия (Бухарест. БАН Румынии) и позднее Молдавским митрополитом Варлаамом. Оно было опубликовано в последнем переводе в составе «Евангелия учительного»  митрополита Варлаама (Яссы, 1643 г.), неоднократно переиздававшегося и позднее. Осуществлялись в это время и переводы Жития на греческий язык: Александрийским патриархом Никифором, Мелетием Сиригом, Константинопольским патриархом Каллиником III (1757 г.) и Никодимом Святогорцем. Службы Иоанну Новому, Сочавскому на греческом языке были составлены в XVI в. Иустином Декадионом (Венеция, 1792 г.) и в середине XVII в. Александрийским патриархом Никифором (Яссы, 1819 г.). Помимо пространного Жития Иоанна Нового, Сочавского митрополит Григорий Цамблак написал также краткое Житие «Афлисис» с проложным стихом в начале текста. Оно читалось после шестой песни канона во время богослужения. Мнение Александра Ивановича Яцимирского о том, что «Афлисис» был написан в 1534 г. нямецким игуменом Феодосием в настоящее время опровергнуто в связи с датировкой вильнюсского списка памятника 1520и гг. Проложное Житие сопровождает не все списки службы Иоанну Новому, Сочавскому, из многих русских оно исключено. В 1534 г. игуменом Вознесенского Нямецкого монастыря Феодосием на основании Жития было составлено Похвальное слово Иоанну Новому, Сочавскому, не получившее распространения в рукописной традиции (содержится в прибавлении 1574 г. к молдавской Минее служебной на май 1467 г.; Российская государственная библиотека). История почитания Иоанна Нового, Сочавского в Московской Руси и на территории будущей Украины и Белоруссии принципиально отличаются друг от друга. Начало и конкретные обстоятельства этого процесса в первом случае никак не засвидетельствованы. Исследователи не могут согласиться с мнением Феодосия Георгиевича Спасского, который предложил связывать распространение культа Иоанна Нового, Сочавского в восточнославянских землях с деятельностью Григория Цамблака в качестве Киевского митрополита. Известные на сегодняшний день факты наглядно свидетельствуют, что пространные южнославянские Жития (к каковым исследователи отнесли и Житие Иоанна Нового, Сочавского) получают на Руси известность не раньше конца XV в.

 



 
PR-CY.ru