ИОАНН НОВЫЙ, СОЧАВСКИЙ - Страница 5

Храмовый житийный образ («страсти») был выполнен Фёдором Евтихием Зубовым. На православных землях Речи Посполитой почитание Иоанна Нового, Сочавского, судя по рукописной традиции службы, получило распространение только в конце XVII – XVIII вв. по преимуществу в Галиции в связи с перенесением мощей из Сучавы в 1686 г. Житие, как полагают исследователи, было здесь известно только в составе «Книги житий святых» Димитрия Ростовского. Служба Иоанну Новому, Сочавскому была написана тем же автором одновременно с Житием; мнение А.И. Яцимирского (базировавшееся в немалой степени на отсутствии списков XV в.), что кондак, отпустительный тропарь и молитва мученику были написаны не позднее 1511 г. неизвестным молдавским книжником, а полная служба – в 1534 г. игуменом Нямецкого монастыря Феодосием, в настоящее время исследователи считают необоснованным. В каноне Иоанну Новому, Сочавскому митрополит Григорий Цамблак одним из первых в славянской гимнографии применил принцип перекрещивающегося акростиха: текстового (фразового) по тропарям («Новому мученику нову приношу хвалу») и именного – «подписи» («Григорие») по богородичнам. По мнению исследователей, отсутствие списков службы XV в. объясняется тем, что на раннем этапе она совершалась только в соборной церкви в Сучаве, где находились мощи Иоанна Нового, Сочавского. Позднейшая рукописная традиция службы, начиная с первой трети XVI в., весьма плодотворна (в особенности русская) и насчитывает десятки списков: перечень Юрия Константиновича Бегунова содержит сведения о 34 рукописях XVI–XIX вв., однако и его исследователи не могут считать исчерпывающим. Русские списки встречаются преимущественно (чаще, чем в Минеях служебных) в составе Миней «новым чудотворцам». В современной русской Минее под 2 июня помещена бденная служба Иоанну Новому, Сочавскому. Последование Иоанну Новому, Сочавскому включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа «Житие на земли добре окормляя...»; кондак четвёртого гласа «Морскую плавая пучину...»; канон четвёртого гласа с именем автора (Григория) в богородичнах, с акростихом «Новому мученику нову приношу хвалу», ирмос (начало: «Новоявлен мученик, блаженне Иоанне»); пять циклов стихир-подобнов, несколько самогласнов; седальны; светилен. Иоанн Новый, Сочавский изображается средовеком с довольно короткой окладистой бородой, в мирском облачении, с крестом в правой руке и мечом в левой – символами мученической кончины святого. Единоличные изображения представлены в росписях молдавских церквей рядом со св. воинами (собор монастыря Воронец (1547 г.) и др.), гравюры с изображением Иоанна Нового, Сочавского помещены в печатном Апостоле (Тырговиште, 1610 г.) и в заставке «Евангелия учительного» митрополита Варлаама (Яссы, 1643 г.).

 



 
PR-CY.ru