ИОАНН САБА - Страница 3

Обвинения же Собора 786/787 г., касающиеся триадологии, хотя и подтверждаются текстом двадцать пятой беседы Иоанна Саба (не издано), свидетельствуют, скорее, не о савеллианстве, а о мистической интерпретации триадологических воззрений. Аскетическое учение Иоанна Саба, как и других восточно-сирийских мистиков, основывается на рецепции нескольких богословских традиций: ареопагитской (см. «Ареопагитики»), евагрианской (см. Евагрий Понтийский), сиро-греческой (Макариевский корпус; см. в ст. Макаприй Великий) и Иоанн Апамейский) и раннесирийской (Ефрем Сирин и «Книга Степеней»). Однако, как отмечают исследователи, в плане терминологии и концептуального аппарата макариевская традиция выражена у Иоанна Саба сильнее, а евагрианская – слабее. По сути, аскетическое учение, по мнению исследователей, систематизировано у него на основе ареопагитской схемы «очищение-просвещение-единение», которая комбинируется с евагрианской идеей трёх уровней аскетики: нравственного (практического), естественного и богословского (гносис). Духовная жизнь начинается с покаяния, которое Иоанн Саба именует «дверью Царствия» и первым шагом, «уничтожающим дурное прошлое». Покаянием Иоанн Саба называет полный отказ от дурных дел, а не только намерение или попытки такого отказа. Затем подвижник вступает на путь очищения, неизбежно означающий отказ от мира и переход к чистому созерцанию: «Путь святости есть путь уединённого созерцания». Этот путь начинается как труд (или практика), ибо основа очищения – систематическое усилие. Далее следует практика лишения: пост и бдения должны умертвить страсти чревоугодия и лени. Впрочем, Иоанн Саба призывает с размеренностью пользоваться этими средствами. Другим обязательным условием перехода к созерцательной жизни он называет уединение, или тишину. Созерцание требует сосредоточения внешнего и внутреннего взгляда и постоянного памятования о Боге. Важное место в системе Иоанна Саба занимает хранение чувств: «Бди и храни чувства, и станешь у дверей Царствия». Конечной целью аскезы «внешнего» человека является пробуждение особых душевных чувств, которые Иоанн Саба называет «силами». Очищение «внешнего» человека включает смирение и любовь. «Смирение есть опора для добродетели, как земля – опора ногам». Смирение должно быть совершенным; с самого начала духовной жизни инок должен подчинить себя воле братий. Но внешнее смирение лишь основание для «смирения сердечного в присутствии Бога». Для правильной практики смирения необходимо «знание», т.е. понимание своего устроения и цели и памятование о Боге. Любовь связана со смирением сердца и выражается в особенной готовности принести себя в жертву ради ближнего. Самым важным элементом аскезы Иоанн Саба называет молитву, которая традиционно рассматривается в двух аспектах – внешнем и внутреннем. Молитва связана с понятием «движения» к Богу: от телесного движения до внутреннего «бездвижного» движения – воспоминания о Боге.

 



 
PR-CY.ru