ИОАНН САБА

ИОАНН САБА, Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский (около 690 – около 780 гг.) – аскетический писатель, один из основных деятелей так называемого несторианского мистического возрождения (Исаак Сирин, Иосиф Хаззая, Дадишо Катрая и др.), святой Церкви Востока (память в четвёртое воскресенье Великого поста). Сведения об Иоанне Саба восходят к «Книге целомудрия» Басрского епископа Ишоднаха (IX в.) и к небольшой анонимной биографической заметке. Начальное религиозное образование Иоанн Саба получил в родном селе (изучал Священное Писание с комментариями Ефрема Сирина и Феодора Мопсуестийского). В юные годы посещал монастырь Мар-Афнимаран, в 20 км от села. Обитель считали «мессалианской» (этот термин ещё не получил в науке однозначной оценки; как полагают некоторые исследователи, он означал ориентацию на мистическое созерцание и христологию, близкую к халкидонской). Около 700 г. Иоанн Саба вступил в монастырь Мар-Йозадак в Бет-Карду, также известный как «мессалианский». Стефан, наставник молодого Иоанна Сабы, был воспитанником Афнимарана и бывшим иноком монастыря Бет-Аве (Бет-Абе). Через семь лет после пострига Иоанн Саба по благословению настоятеля оставил обитель и удалился на север, в горный массив, получивший название Дальята (сир. – побеги, лозы) по селу виноделов, расположенному у его подножия. Там он провёл большую часть жизни. В старости вернулся в Бет-Карду, будучи не в состоянии переносить суровые условия Дальяты. В рукописи и у некоторых авторов Нового времени (таких, как яковитский патриарх Игнатий Ефрем II Рахмани, А. Мингана, А. Шер) Иоанн Саба отождествляется с Иоанном бар Пенкайе, но это мнение не выдерживает научной критики. В 786/787 г. Собор Церкви Востока во главе с католикосом-патриархом Тимофеем I осудил посмертно Иоанна Саба вместе с Иоанном Апамейским и Иосифом Хаззая, а также всех, кто читают их сочинения. В деяниях Собора говорилось, что Иоанн Саба последовал ереси Саввелия и «веровал о Сыне и Духе, что Они суть силы, а не Лица, что Слово назвалось Сыном не потому, что Оно от Отца, но из-за того, что Им Отец сотворил вселенную». Участники Собора прокляли всякого, кто скажет, что человечество Христа созерцает Его божество, или что божество зрит какая-либо иная тварь. Они подтвердили, что души не чувствуют ничего после оставления своих тел вплоть до того, как вернутся в них, и что никакое человеческое естество не может достичь в этом мире совершенства, каковым обладает человеческое естество Христа. Считается, что истинная причина осуждения была в неприязни католикоса Тимофея I к «мессалианско-прохалкидонитскому» движению мистиков. Новый Собор при католикосе-патриархе Ишо бар Нуне (823–828 гг.) реабилитировал всех осуждённых, но даже после этого переписчики обычно избегали называть Иоанна Саба по имени, обозначая автора сочинений Старец (Саба).

 



 
PR-CY.ru