ИГНАТИЙ - Страница 7

Инок Евфросин в «Отразительном писании» (1691 г.) называет Игнатия только дьяконом. В «Слове надгробном Петру Прокопьеву» Андрея Денисова, в Житии инока Корнилия Выговского (1720 гг.) и в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова сообщается об Игнатии – «отце», «старце», «чёрном дьяконе» – как проповеднике старообрядчества в Обонежье (в этих сочинениях не упоминаются литературные труды Игнатия). Только Семён Денисов говорит об авторе «Книги о титле на кресте Христовом» как о «дьяконе и екклисиархе», однако, по мнению исследователей, он мог смешивать двух писателей, писавших на одну тему. Родившийся в 1682 г. Семён был ещё юн, когда Игнатий захаживал в дом его отца, и к тому же он мог и не знать всех перипетий внутренней жизни Соловецкого монастыря. По мнению исследователей, показательно отсутствие указания на то, что Игнатий был «еклисиархом», в написанном Андреем Борисовым не позднее 1787–1788 гг. Житии Андрея Денисова, причём в эпизоде, где такое указание имело бы большой смысл, – в рассказе о духовном наставничестве Игнатия по отношению к первому уставщику («еклисиарху») Выга Петру Прокопьеву (глава «Откуду же общежительство сие начало прият...»). Следовательно, сообщение Семёна Денисова исследователи считают исключением из выговской традиции, говорящей только о «чёрном дьяконе» Игнатии. «Чёрным дьяконом и эклисиархом» Игнатий называется также в списках фрагментов Челобитной Фёдору Алексеевичу, что, по мнению исследователей, является позднейшей интерполяцией на основе того же замечания Семёна Денисова. Автор Челобитной Алексею Михайловичу уставщик Игнатий известен исследователям по документам Соловецкого монастыря как клирошанин и головщик (руководитель монастырского хора) с 1644 г. (Российский государственный архив древних актов; в статье Светланы Георгиевны Зверевой упоминание клирошанина и головщика Игнатия ошибочно отнесено к 1633/1634 г.). Он был намного старше Игнатия. К 1666 г., когда Игнатий стал в Соловецком монастыре уставщиком, ему было около 60 лет и он более 20 лет являлся головщиком. Исследователи полагают, что уставщик Игнатий – одно лицо со «старцем Игнатием», который в 1652 г. в Соловецком монастыре написал Житие св. Анны Кашинской. Об этом в 1677 г. рассказал кашинский дьячок Никифор на следствии по делу о канонизации Анны Кашинской: «А житие ея слогал и писал Соловецкаго монастыря старец Игнатей, по велению того ж монастыря уставщика старца Никодима... А сказывал ему житие ея он, Никифор, про што ведал и слыхал. А он-де сыскал и у себя в Степенной книге, что она благоверного великого князя Михаила Тверскаго супружница великая княгиня Анна. А житие-де ее слагали оне и писали по своему разуму, и Степенной книги, и по ево, Никифоровым, словам, что он им про житие ея сказывал. А вынес-де он, Никифор, то житие с собою ис Соловецкаго монастыря в то время, как переносили мощи Филипа митрополита ис того Соловецкаго монастыря в царствующий град Москву» (предположение о том, что автором Жития Анны Кашинской является Игнатий, было высказано Николаем Юрьевичем Бубновым и Светланой Алексеевной Семячко).

 



 
PR-CY.ru