ИГНАТИЙ - Страница 5

Сочинения Игнатия, посвящённые «правильному титлу», оказали влияние на последующую старообрядческую традицию. Сведения о Соловецком монастыре из вводной части Челобитной Фёдору Алексеевичу вошли в «Историю об отцах и страдальцах соловецких» Семёна Денисова (в списках Челобитной данный раздел зачастую опускается; то же относится и к заключительной части «Книги о титле...», посвящённой почитанию Пресвятой Богородицы). Для переписчиков Челобитной Фёдору Алексеевичу и «Книги о титле...» важнейшей была тема надписания на кресте. Такие части Челобитной, как «О надписании титлы», «О кресте и крыже», бытовали отдельно. Интерес к текстам Игнатия, посвящённым «правильному титлу», объясняется существованием более позднего спора между старообрядцами Выговского общежительства, которые придерживались точки зрения Игнатия, и федосеевцами, защищавшими надписание «IНЦИ». После того как в 1770 гг. федосеевцы признали правоту поморцев, от федосеевцев откололись титловцы, которые держались прежних убеждений. В «Книге о титле...» появилась тема, в конце жизни ставшая для Игнатия главной, – пришествие в мир «духовного» антихриста (под ним понимается «ложное учение никониянской церкви», которому противостоит «истинная церковь», водимая Богородицей) и падение последних оплотов благочестия. Наряду с другими учителями старообрядчества Игнатий стоял у истоков учения о «мысленном антихристе», занявшего большое место в старообрядческих спорах в XVIII в. Осмысление гибели соловецких насельников в результате поражения Соловецкого восстания привело бывшего дьякона к убеждению в нечестивости царя Алексея Михайловича, подпавшего под власть антихриста, дальнейшие события дали повод Игнатию разочароваться и в царе Фёдоре Алексеевиче. Старообрядец ставит русских правителей в ряд с византийскими императорами-еретиками Львом III Исавроми Константином V Копронимом. Высшего напряжения проповедь Игнатия достигает в сочинении «Исповедание» 1682 г., где автор обращается к гонителям старообрядцев со словами: «Скончевайте скоряе всех нас о истине Христове… Не разсылайте в заточения, предайте смерти скорее, да вам обличники не будем!» Непосредственным результатом такого настроения стало самосожжение Игнатия и его учеников, а также ряд последовавших «гарей». В старообрядческой традиции и в зависимой от неё в этом вопросе научной литературе существовала точка зрения, согласно которой автором всех сочинений 1660–1680 гг. в защиту титла «Царь Славы Iсус Христос Сын Божий», подписанных именем Игнатий, являлся Игнатий, который таким образом отождествлялся с соловецким уставщиком («еклисиархом») Игнатием, написавшим в начале 1666 г. Челобитную царю Алексею Михайловичу.

 



 
PR-CY.ru