ИЕРОНИМ, Соломенцов (Соломенцев) Иван Павлович - Страница 6

По многочисленным свидетельствам, Иероним до последних дней жизни лично руководил раздачей милостыни. По его благословению на земле Крумицы была основана пустынь Новая Фиваида, где могли подвизаться в безмолвии отшельники, а также находили приют самые бедные пустынники и русские келлиоты, теснимые греческими монастырями; там были выстроены собор во имя Афонских преподобных (1883 г.), храм Вознесения Господня (начало 1880 гг.), больница с храмом во имя святых Пантелеимона и Артемия (вторая половина 1880 гг.). Во время неурожая существенная помощь зерном оказывалась жителям Македонии, они также получали в монастыре работу. Раздавались церковная утварь, иконы, книги, выдавались денежные пособия русским, греческим, сербским, болгарским храмам и монастырям, благотворительным учреждениям и учебным заведениям, русским духовным миссиям. При русской Николаевской больнице в Константинополе был выстроен храм во имя Николая Чудотворца (1876 г.). В 1875 г. монастырь перешёл под управление русских иноков, составлявших большинство насельников обители. Благодаря мудрому руководству и всесторонней деятельности Иеронима и Макария (Сушкина) значение монастыря и влияние обители на афонскую жизнь возросли. Такая древняя привилегия святогорских монастырей, как право голоса через своего представителя (антипросопа) в Протате, теперь могла использоваться Иеронимом и Макарием для защиты интересов русских афонцев. В 1882 г. в письме М.К. Ону пантелеимоновские старцы сообщали, что «не только скитяне ильинцы и андреевцы…, но даже и келлиоты, приходящие по какому-либо серьёзному делу в протат, просят нашего антипросопа передать их нужды в присутствие». Иероним, как и Макарий, неоднократно ходатайствовал о нуждах афонцев перед российским посольством и высокопоставленными лицами, помогал советами и выступал посредником при улаживании разногласий в среде русских иноков (в Илиинском (1871 г.) и Андреевском (1878–1879 гг.) скитах), между русскими обителями и их кириархическими (господствующими) монастырями (так называемое дело Илиинского скита) и т.д. Старцы оказывали помощь и греческим монастырям в своевременном получении причитавшихся им налоговых платежей от бессарабских метохов, разрешений на сбор пожертвований в России и т.д. С деятельностью Иеронима и его преемников в значительной степени связано увеличение числа афонских насельников – выходцев из России со 150 человек в 1839 г. до 5 тыс. в начале XX в. При Иерониме Пантелеимонов монастырь посещали великие князья Константин Николаевич (1845 г.), Алексей Александрович (1867 г.), Константин Константинович (1881 г., исповедовался у Иеронима), великая княгиня Александра Петровна останавливалась у берегов Афона (1881 г.; её духовник протоиерей Василий Лебедев посетил обитель). В 1868 г. император Александр II наградил Иеронима золотым наперсным крестом. Монастырь посещали русские послы в Константинополе: Николай Павлович Игнатьев (1866 и 1874 гг.), Александр Иванович Нелидов (1884 г.), а также Сербский митрополит Михаил (Йованович; 1883 г.), бывший Полтавский епископ Александр (Павлович; 1868 г.), Люблинский епископ Модест (Стрельбицкий; впоследствии архиепископ; 1884 г.).

 



 
PR-CY.ru