ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 11

Епископ Бруно Кёльнский (953–965 гг.) провёл реформу императорской капеллы: её состав был расширен за счёт членов соборных капитулов основных епископств. При Оттоне III и Генрихе II число членов соборных капитулов в составе капеллы ещё увеличилось (по данным Й. Флеккенштайна, в это время в капеллу входили каноники более половины епископств). Участие лично преданных правителю клириков в соборных капитулах позволяло, с одной стороны, увеличить контроль над избранием епископов, с другой – оплатить их пребывание при дворе за счёт полагавшихся каноникам пребенд и бенефициев. Таким образом, капелланы были прочно связаны и с местной светской знатью, и с высшими церковными иерархами, и с королём (императором). В основные функции капелланов входило участие в заседаниях королевского (императорского) суда, исполнение дипломатических миссий (представляли короля при избрании епископов, посредничали в разрешении конфликтов между епископами, выполняли поручения за пределами королевства и т.п.), сопровождение правителя в поездках. В период расцвета имперской церкви при Оттоне III и Генрихе II более двух третей рукополагаемых епископов входили в капеллу, впоследствии это соотношение уменьшилось, но всё равно оставалось высоким (при Генрихе III – около полвины). Существенным отличием германской имперской церкви стал более жёсткий контроль императора над избранием епископов. До правления Генриха II механизмы избрания епископов, в основном, оставались традиционными. По отношению к «старым» епископствам, обладавшим привилегией свободных епископских выборов, Оттоны стремились закрепить за собой право на выдвижение кандидата. В королевских грамотах «новым» епископствам (основанным Оттоном I) упоминание о свободных выборах опускалось или же после описания свободных выборов епископа капитулом добавлялась формула «равно как по совету короля» («aequo consensu regis»). В целом практика инвеституры и включение в королевскую капеллу каноников соборного капитула позволяли правителям осуществлять почти полный контроль над назначениями епископов. Однако ставить епископов сугубо по своей воле королю удавалось не всегда и не на всей территории державы. При Оттонах наиболее сильными были позиции королевской власти в архиепископствах Кёльн, Трир, Майнц, епископствах Вормс, Верден, Минден, Гамбург, Шпайер. Обычной была практика согласования с королём (императором) избираемого кандидата, после чего избранный епископ отправлялся ко двору, где проводилась церемония инвеституры, после его возвращения в епископство совершалось рукоположение. Однако такой порядок не исключал ни власти отдельных семейств над епископствами (например, в Вормсе в 999–1065 гг. епископами становились члены одного семейства), ни возможности особо влиятельных архиепископов ставить своих приближённых на кафедры подчинённых им епископств (так поступали Бруно Кёльнский, Виллигиз Майнцский (975–1011 гг.), Аннон Кёльнский (1056–1075 гг.) и др.).

 



 
PR-CY.ru