ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 13

Таким образом, привилегии, жалуемые епископу или аббату, на практике переходили в руки местной аристократии и «существовали, скорее, на пергамене, чем в реальности». Изменение функций епископа и более тесное сотрудничество светской и духовной власти, в конечном счёте, привели к изменению образа «идеального епископа». Образцовым агиографическим памятником, где был зафиксирован новый образ учёного и деятельного епископа, достойной опоры своей пастве и всему государству, стало Житие Бруно Кёльнского, составленное монахом Руотгером по заказу преемника Бруно архиепископа Фолькмара (965–969 гг.). В Житии сообщается о воспитании и образовании Бруно, его учёных занятиях при дворе монарха и попытке мирно завершить восстание герцога Лотарингского Лиудольфа (953 г.), подробно описывается его государственная деятельность (в 954–955 гг., на время военного похода против венгров, в котором Оттон I принял личное участие, под управление Бруно было передано герцогство Лотарингия) и пастырское служение. Впоследствии подобный тип агиографического сочинения стал рассматриваться как образец. Появление в житийной литературе нового образа епископа (деятельного, образованного покровителя искусств) связано с культурной политикой немецких королей. Стремясь собрать при дворе самых образованных людей своего времени, правители, а вслед за ними и епископы способствовали оживлению культурной жизни на германских землях, так называемому Оттоновскому возрождению. Как меценаты прославились Бруно Кёльнский, Бернвард Хильдесхаймский (993–1022 гг.), Виллигиз Майнцский, Эгберт Трирский (977–993 гг.). Кёльн, Трир, Регенсбург, Шпайер и Хильдесхайм, а также ряд монастырских скрипториев стали центрами книгопроизводства. Рост самостоятельности епископов способствовал широкому строительству соборов и церквей в раннем романском стиле: соборы в Майнце (заложен Виллигизом Майнцским около 998 г.), Бамберге (заложен Генрихом II в 1004 г.), Шпайере (заложен по приказу Конрада II в 1030 г.), церковь св. Михаила в Хильдесхайме (заложена Бернвардом Хильдесхаймским в 1001 г.) и др. Значительные земельные владения католической церкви и контроль короля и духовных князей над избранием и инвеститурой епископов и аббатов привели к широкому распространению различных злоупотреблений, которые осуждались современниками как симония. Нередки были случаи, когда признание епископа королём сопровождалось требованием определённых уступок с его стороны: кандидатура епископа Хальберштадтского Хильдеварда (968–996 гг.) была утверждена в обмен на передачу части территорий его епископства архиепископству Магдебургскому.

 



 
PR-CY.ru