ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 20

Боковые фасады храма ритмично расчленены прямоугольными оконными проёмами, простенки между ними украшены лопатками с ширинками. Храм имеет насыщенный декор: кокошники, витые колонки, карнизы, килеобразные завершения наличников, перспективные порталы, рельефные кресты на фасадах, аркатурные пояса на барабанах и т.д. В интерьере 12 столбов с перекинутыми между ними арками делят пространство на три нефа, каждый из которых перекрыт плоским плафоном с орнаментальной росписью. Храм во имя св. Анны в деревне Межиречи (1903 г.) построен с использованием элементов русского и романского стилей. Это прямоугольная в плане постройка с возвышающимся четвериком, увенчанным луковичной главой на барабане. С востока примыкает трёхгранная апсида, с запада – притвор с расположенной над ним звонницей (восьмерик на четверике), завершённой шатром. Главный вход украшен порталом с вимпергом; фасады расчленены полуциркульными оконными проёмами, сдвоенными на стенах ризалитов благодаря спаренным колонкам; углы объёмов оформлены колонками, врезанными в угловые ниши. Фасады украшены аркатурными и зубчатыми фризами, рельефными крестами, поясом кокошников у основания шатра звонницы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Мильковщина (1908 г.) имеет план в форме латинского креста, над средокрестием поставлен четверик, увенчанный пятиглавием, над западной частью трапезной – шатровая колокольня. С востока примыкает трёхгранная апсида, в восточных углах планового креста находятся пониженные пристройки диаконника и жертвенника. Храм декорирован кокошниками, тягами, ширинками, гирьками, карнизными поясами с нишками, зубчиками, поребриком и т.д. Во второй половине XIX – начале ХХ вв. в гродненских землях строились каменные храмы, заменявшие прежние деревянные. К 1914 г. количество храмов достигло 600. Современный этап вновь образованной Гродненской и Волковысской епархии характеризуется открытием новых приходов, возвращением верующим храмов, их восстановлением и строительством новых (деревянная церковь апостола Иоанна Богослова в деревне Демброво, 1993 г.; каменные церкви: равноапостольной княгини Ольги в Гродно, 1995 г.; в честь Собора Белорусских святых в деревне Верейки, 1995 г.; иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Мосты, 1997 г.). Древние памятники Гродно с напольными плиточными орнаментами (Пречистенская, Нижняя церкви) и майоликовый декор стен Борисоглебской (Коложской) церкви напоминают узорочье московских церквей XVII в. и свидетельствуют о высоком уровне монументально-декоративного искусства. Существование в XII в. церковной живописи подтверждают росписи Борисоглебской (Коложской) церкви, известные исследователям по рисункам середины XIX в. Василия Васильевича Грязнова; металлические пластины алтарной преграды с образами Федота (?), Павла и Симеона из раскопок Нижней церкви; медальон с изображением Димитрия Солунского из раскопок на Замковой горе в Волковыске в районе каменного храма XII в. В XII–XIII вв. Городно был связан с Волынью, и исследователи предполагают наличие общих черт в искусстве этих центров. Так называемая эпоха крепостей XIII–XV вв. была временем неблагоприятным для развития церковного искусства. Несколько столетий Городно оставался славянским городом среди смешанного населения Чёрной Руси, постепенно становившимся христианским.

 



 
PR-CY.ru