ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 20
Боковые фасады храма ритмично расчленены прямоугольными оконными проёмами, простенки между ними украшены лопатками с ширинками. Храм имеет насыщенный декор: кокошники, витые колонки, карнизы, килеобразные завершения наличников, перспективные порталы, рельефные кресты на фасадах, аркатурные пояса на барабанах и т.д. В интерьере 12 столбов с перекинутыми между ними арками делят пространство на три нефа, каждый из которых перекрыт плоским плафоном с орнаментальной росписью. Храм во имя св. Анны в деревне Межиречи (1903 г.) построен с использованием элементов русского и романского стилей. Это прямоугольная в плане постройка с возвышающимся четвериком, увенчанным луковичной главой на барабане. С востока примыкает трёхгранная апсида, с запада – притвор с расположенной над ним звонницей (восьмерик на четверике), завершённой шатром. Главный вход украшен порталом с вимпергом; фасады расчленены полуциркульными оконными проёмами, сдвоенными на стенах ризалитов благодаря спаренным колонкам; углы объёмов оформлены колонками, врезанными в угловые ниши. Фасады украшены аркатурными и зубчатыми фризами, рельефными крестами, поясом кокошников у основания шатра звонницы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Мильковщина (1908 г.) имеет план в форме латинского креста, над средокрестием поставлен четверик, увенчанный пятиглавием, над западной частью трапезной – шатровая колокольня. С востока примыкает трёхгранная апсида, в восточных углах планового креста находятся пониженные пристройки диаконника и жертвенника. Храм декорирован кокошниками, тягами, ширинками, гирьками, карнизными поясами с нишками, зубчиками, поребриком и т.д. Во второй половине XIX – начале ХХ вв. в гродненских землях строились каменные храмы, заменявшие прежние деревянные. К 1914 г. количество храмов достигло 600. Современный этап вновь образованной Гродненской и Волковысской епархии характеризуется открытием новых приходов, возвращением верующим храмов, их восстановлением и строительством новых (деревянная церковь апостола Иоанна Богослова в деревне Демброво, 1993 г.; каменные церкви: равноапостольной княгини Ольги в Гродно, 1995 г.; в честь Собора Белорусских святых в деревне Верейки, 1995 г.; иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Мосты, 1997 г.). Древние памятники Гродно с напольными плиточными орнаментами (Пречистенская, Нижняя церкви) и майоликовый декор стен Борисоглебской (Коложской) церкви напоминают узорочье московских церквей XVII в. и свидетельствуют о высоком уровне монументально-декоративного искусства. Существование в XII в. церковной живописи подтверждают росписи Борисоглебской (Коложской) церкви, известные исследователям по рисункам середины XIX в. Василия Васильевича Грязнова; металлические пластины алтарной преграды с образами Федота (?), Павла и Симеона из раскопок Нижней церкви; медальон с изображением Димитрия Солунского из раскопок на Замковой горе в Волковыске в районе каменного храма XII в. В XII–XIII вв. Городно был связан с Волынью, и исследователи предполагают наличие общих черт в искусстве этих центров. Так называемая эпоха крепостей XIII–XV вв. была временем неблагоприятным для развития церковного искусства. Несколько столетий Городно оставался славянским городом среди смешанного населения Чёрной Руси, постепенно становившимся христианским.