ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 21

Ещё в XIX в. в церкви в Скиделя сохранялась балка с резной записью священника о крещении в 1553 г. в ней ятвягов. Существуют немногочисленные свидетельства о возникновении сельских приходов в XV в. (1407 г., церковь в Маломожейкове). О скромном убранстве церквей Западной Руси в этот период писал в «Истории Русской Церкви» митрополит Макарий (Булгаков), он же отмечал перемены, происшедшие в начале XVI в. В 1498–1500 гг. Александр Иванович Ходкевич и Смоленский епископ Александр (Солтан) основали монастырь в Супрасле, впоследствии имевший важное значение в церковной жизни и культуре Гродненщины и Подляшья. Росписи Благовещенской церкви в Супрасле сербскими мастерами (1557 г.) должны были привнести в церковную живопись местных мастеров балканские черты. С Борисоглебским монастырём при Борисоглебской (Коложской) церкви в Гродно, известном с 1480 гг., связано первое упоминание о гродненских иконописцах – архимандрите Ионе (грамота королевы Боны, 1546 г.) и его ученике Офанасе Онтоновиче (произведения обоих исследователям неизвестны). Из документа им известно, что архимандрит Иона призвал Офанаса к суду за то, что тот не отработал при нём положенных шести лет в качестве платы за обучение. Художник же утверждал, что был у Ионы не учеником, а помощником. Суд обязал Офанаса отработать год, а Иону рассчитаться с ним за труды двумя копами денег или куском пурпурного бархата. Опустошительная война 1654–1667 гг. не пощадила памятников иконописи в Гродно. О некоторых, сохранившихся в сельских приходах, сообщают разные источники. В Георгиевской церкви в селе Котра ещё в 1866 г. находилась больших размеров житийная икона великомученика Георгия («...изображены страдания и чудеса св. Георгия с славянскими надписями») с надписью 1560 г. о пожертвовании её в церковь Иваном Верещинским; почиталась и католиками. В церкви в Котчине, владении князя Феодора Полубенского, тогда же упоминается чудотворная икона святителя Николая на кипарисовой доске, в серебряной ризе. Древний храмовый образ на доске Димитрия Солунского и колокол 1579 г. были в церкви в Малой Берестовице. Некоторое представление о доуниатской иконописи исследователям даёт икона Божьей Матери «Одигитрия» (происходит из кладбищенской церкви села Губинка, XVI в., Минский дом картин), написанная темперой на доске с ковчегом, она отмечена чертами белорусской школы. Заключение церковной унии (1596 г.) не вызвало мгновенной реакции в церковном искусстве. В храмах с переходом их в униатство сохранялись иконостасы, например, в маломожейковской церкви в 1660 г. упоминаются «Деисус писаны преоздоблены» и чтимый образ Божьей Матери. Однако в этом пограничном с Подляшьем и Литвой регионе уже в XV–XVI вв. было немало католических храмов с алтарями, выполненными в традициях западноевропейской живописи. Поэтому здесь раньше, чем в других местах Белоруссии, проявилось влияние ренессансно-барочной живописи на традиционную иконопись, как в иконографии, так и в технологии (замена деревянной основы холстом, темперно-масляная техника).

 



 
PR-CY.ru