ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 16

Большинство зданий этого периода построено в стиле барокко. Заключение Брестской унии (1596 г.) прервало строительство православных храмов на гродненских землях. До конца XVIII в. Гродно оставался католическим и униатским городом. В 1700 г. здесь завершилось строительство иезуитского костёла, в 1701 г. был построен доминиканский, в середине XVIII в. перестроены кармелитский и францисканский костёлы. В 1728 г. возник бонифратерский монастырь. В 1726–1751 гг. по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтаны был сооружён каменный собор униатского базилианского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Гродно (освящён в 1756 г.; в 1843 г. преобразован в православный). Строительство православных храмов в этой местности было возобновлено лишь после разделов Польши и присоединения этой территории к России (1795 г.; церковь архангела Михаила в Изабелине, конец XVIII в., 1863, 1924 гг.). В 1807 г. как православный кафедральный в честь Святой Софии собор был освящён фарный костёл в Гродно (конец XVI в.; перестроен в 1753, 1782 гг.; в 1804 г. передан православным, в 1929 г. – католикам; взорван в 1961 г.). Первоначальная постройка с использованием готического и ренессансного стилей и элементов оборонного зодчества представляла собой трёхнефную однобашенную базилику с пятигранной апсидой, боковыми сакристиями и часовней; четырёхъярусная прямоугольная в плане башня-звонница была фланкирована цилиндрическими оборонными башнями; между стрельчатыми окнами боковых фасадов помещались контрфорсы, объединённые вверху аркатурой. В 1870 гг. собор был перестроен архитектором С.П. Гурьевым в ретроспективно-русском стиле; после пожара 1892 г. вновь перестраивался по проекту варшавского епархиального архитектора Николая Михайловича Чагина в русско-византийском стиле; ремонты, произведённые после пожаров 1923 и 1935 гг. архитекторами В. Ганебергом и А. Сосновским, придали храму неоготические черты. В конце XVIII – первой половине XIX вв. среди построек на Гродненщине преобладал тип храма, ведущий происхождение от деревянных церковных построек Белоруссии: это прямоугольные в плане зальные церкви с двускатной или вальмовой кровлей, иногда с главкой на ней, с одной полукруглой или прямоугольной, не выделенной снаружи апсидой, с башней-звонницей, врубленной над входом или пристроенной к храму с западной стороны. Сходные архитектурные композиции были характерны как для каменного, так и для деревянного зодчества (каменная церковь св. Георгия в Словатичах, конце XVIII – начало XIX вв.; деревянные: церковь в честь Преображения Господня в Комотове, 1844–1846 гг.; церковь апостолов Петра и Павла в Волпе, 1859 г.). С конца XVIII в. каменное строительство в Белоруссии, в том числе на гродненских землях, развивалось в связи с архитектурой России и классическим стилем, черты которого проявлялись в типологически традиционных постройках. Так, церковь святителя Николая в Нижних Самуйловичах (первая половина XIX в.) имеет классический рустованный западный фасад с высоким аттиком и треугольным фронтоном; деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пацевичах (1867 г.) украшена звонницей над входом в виде классической беседки-ротонды.

 



 
PR-CY.ru