ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 23

Отдельные иконы этого периода, например, «Богоматерь Умиление», «Великомученица Параскева» (обе – в Минском доме картин), обнаруживают черты классицизма. В середине XIX в. белорусская церковная живопись утратила местное своеобразие. С 1860 гг. началось массовое строительство каменных церквей по типовым проектам епархиальных архитекторов, заполнявшихся церковно-академической живописью общероссийского характера. Иконостасы «по выданному чертежу», ориентированному на «новгородский образец», изготовлялись местными мастерскими (в Гродно делал и золотил иконостасы «по рисункам и моделям» Бернард Бергель, 1866 г.), однако иконы для них часто поступали из Москвы или Санкт-Петербурга по заказу либо от жертвователей (сёла Лаша, Мостовляны, Деречинка и др.). Для иконостаса церкви в Скиделя иконы, «писанные на дереве лучшим художником» в Москве, прислала княгиня Надежда Борисовна Трубецкая (урождённая княжна Святополк-Четвертинская). Нередко благотворителями были московские приходы и купцы. Из обширного круга московской позднеакадемической иконописи больше всего работ принадлежит Александру Ивановичу Титову. Ряд живописных икон выполнен виленскими художниками Е.А. Молокиным, академиком Михаилом Николаевичем Васильевым. В церкви, устраиваемые после 1863 г. из бывших костёлов, императором Александром II специально отправлялись дары, чаще всего образ Спасителя, Казанскую икону Божьей Матери, реже – князя Александра Невского, как правило, в серебряных окладах и киотах. Примеры храмовой росписи на Гродненщине даже в XIX в. единичны и встречаются в виде отдельных сюжетов (например, «Святая Троица» в куполе церкви в Дубно). Возврат интереса к византийской живописи в начале XX в., в том числе на территории Белоруссии, привёл к распространению неовизантийской иконописи – письмо на досках с золочёными фонами. Скульптура в униатских храмах вопреки существующему мнению не имела преобладающего значения. В XVII в. известны её отдельные примеры (большая резная фигура Иисуса Христа в церкви в Маломожейкове, 1660 г.), распространение памятников скульптуры, нередко в виде образцов так называемого народного примитива, начинается лишь во второй половине XVIII в. Особенно многочисленными были «Распятия», часто выполнялись скульптуры апостолов, а также «Иисус Христос перед Пилатом» – повторение виленской чудотворной скульптуры «Иисус Христос» в костёле тринитариев в Вильно на Антоколе. Иллюминированные рукописи с территории современной Гродненской и Волковысской епархии не сохранились. В 1864 г. из церкви в Маломожейкове было вывезено рукописное Евангелие в богатом переплёте, упоминаемое в 1655 г. как древнее, однако до настоящего времени его судьба исследователям неизвестна. В Гродненском историко-археологическом музее хранится напрестольный крест, сделанный в 1789 г. по заказу архимандрита Коложского монастыря Зосимы (Калковича), по мнению исследователей, белорусского происхождения, но связь его с монастырём для них не очевидна. Во второй половине XIX – начале XX вв. церковная утварь поступала преимущественно из московских мастерских.



 
PR-CY.ru