Словарь по христианству Г ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 10

ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 10

В противоположном юго-восточном своде иллюстрируется песнопение «О Тебе радуется». На северной стене доминирует композиция «Восстановление иконопочитания» с процессией, несущей образы Христа и Богоматери. Рядом – сюжеты из Ветхого Завета: «Пророк Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама». Северная, восточная и южная стены притвора опоясывает ряд житийных изображений покровителя храма святителя Николая, чей тронный образ помещён над центральной дверью, ведущей из притвора в основной храм. Всего представлено 12 сцен: сокрушение идолов, избавление невинных от смерти, явление во сне царю и эпарху, спасение утопающего на море и возвращение ему жизни, спасение моряков от бури, помощь отцу трёх бедных девиц, исцеление больных, принятие даров от императора Константина Великого; над южной и северной дверями, ведущими в наос, – композиции «Первый Вселенский Собор» с эпизодом «заушения» святителем Николаем Ария и «Воздвижение Креста», где Николай представлен первым во втором ряду слева; цикл завершает «Успение святителя Николая». В нижнем ярусе росписи по сторонам центральной двери в храм помещены тронные изображения Христа и Богородицы с Младенцем. На северной и южной стенах – образы преподобных, в том числе великих пустынников: Онуфрия, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Афанасия и Петра Афонских, Кириака Отшельника, Анастасия, Герасима, преподобного Пахомия с ангелом (более поздняя фреска западного письма), Павла Фивейского, Моисея Мурина, ктиторов обители Григория Нового и Иоакима Макригениса (без нимба), держащих в руках макет монастыря, Пимена Великого, Харитона и Стефана Исповедника. На западной стене – композиция «Страшный Суд». Её центральная часть («Поклонение Этимасии») подписана: «Победное судилище Господа нашего Иисуса Христа»; на сопредельных стенах изображены сидящие на престолах двенадцать апостолов (по шесть с каждой стороны). В живописи кафоликона, несмотря на преобладание традиционных канонов, в ряде композиций чувствуется западное влияние (например, изображение воскресшего Христа), спроецированное сквозь призму критской школы живописи, влияние которой на Святой Горе было ощутимо в течение нескольких столетий. Характерной чертой росписи является размещение в кафоликоне большого количества св. воинов, в то время как образы преподобных сосредоточены в притворе. Экзонартекс пристроен в 1840 г.; росписи середины XIX в. не сохранились. Восточная стена украшена фресками, выполненными Иоаннисом Христидисом в 1980 г. (Богородица «Дверь спасения», преподобные Симеон Столпник, Григорий Новый, Григорий Синаит, пророки, Николай Чудотворец, Анастасия Римляныня, «Гостеприимство Авраама» и др.). Над центральным входом снаружи помещена мозаика «Иисус Христос Страна Живых» с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом (художник К. Макрияннис, 1985 г). Парекклисион Григория Нового – небольшой однокупольный храм. Входы устроены в западной (со стороны двора) и южной (со стороны притвора) стенах. Сохранилась масляная живопись середины XIX в., ориентированная на западноевропейские образцы (Пантократор в куполе и евангелисты в парусах).

 



 
PR-CY.ru