ГРЮНЕВАЛЬД - Страница 4

При раскрытии вторых створок алтаря (крайне редко) в центре оказывалась скульптурная группа с изображением Антония Великого, Августина Блаженного и Иеронима Стридонского работы Николауса фон Хагенау в обрамлении исполненных Грюневальдом композиций «Беседа св. Антония с отшельником Павлом» (св. Антонию приданы портретные черты Гвидо Гверси) и «Искушение св. Антония»; окружающий святых идиллический пейзаж сопоставлен с разрухой и хаосом. В сцене «Искушение» в нижнем левом углу Грюневальд поместил фигуру в красном колпаке (такие колпаки носили содержавшиеся в монастырском госпитале больные), соотнеся, таким образом, искушения и болезни с Божьим испытанием. Гнойные язвы на отечном теле преподобного Антония написаны с достоверностью, позволяющей диагностировать болезнь, поразившую жителей Европы в начале XIV в. вследствие употребления в пищу заражённого спорыньёй зерна. Семантическая и символическая насыщенность характерна для алтаря «Снежное чудо Марии» (1519 г.; центральная часть «Штуппахская Мадонна» – в церкви в Штуппахе; правая створка «Снежное чудо» – в Музее августинцев, Фрайбург-им-Брайсгау), который написан по заказу ашаффенбургского каноника Г. Райцмана, прилагавшего усилия к популяризации этого праздника в Германии. В центральной части алтаря представлено изображение облачённой в роскошное карминно-красное платье Марии, протягивающей Младенцу Христу плод граната. Сцена изобилует Богородичными символическими изображениями (цветы лилии, радуга, пчелиные соты и др.), истоки которых исследователи находят в тексте Песни Песней и в «Откровении св. Биргитты Шведской» (Вильгельм Френгер). Этот молельный образ, а также портретное изображение кардинала Альбрехта Бранденбургского в образе св. Эразма (1522 или 1523 г., «Св. Эразм и св. Маврикий», Старая пинакотека, Мюнхен) – примеры колористического дарования, за которое Грюневальд был назван «немецким Корреджо» (Иоахим фон Зандрарт). Наибольшим драматизмом отличаются поздние работы Грюневальда на евангельские темы. Предельная экспрессия жеста достигнута в «Оплакивании» (около 1518 г. (?), монастырская церковь в Ашаффенбурге), где фигура скорбящей Богоматери обозначена лишь изображением рук, скрещенных над головой мёртвого Христа. Максимально обобщённая трактовка сюжета, упрощение композиции и приглушение колорита отличают Таубербишофсхаймский алтарь (1523 или 1524 г., Государственное художественное собрание, Карлсруэ).

 



 
PR-CY.ru