Словарь по христианству Г ГРЮНЕВАЛЬД

ГРЮНЕВАЛЬД

ГРЮНЕВАЛЬД, настоящее имя Матис (Матиас) Нитхардт, а также Готхардт, Готхард (около 1470/1480 – 1528 гг.) – немецкий художник. Попытки установить подлинное имя художника, подписывавшего работы монограммой MGN или MG, предпринимались в начале XX в. Исследователям представляется достоверным предложенное в 1938 г. В.К. Цюльхом отождествление Грюневальда с Матисом Готхардом из Ашаффенбурга. В документах первой трети XVI в. упоминаются имена: «Матис Грюн из Изенхaйма» (ум. в 1532), «мастер Матис Готхард», «Матис-художник» или «мастер Матис, художник из Ашаффенбурга», относящиеся к разным персонам. Прозвище Грюневальд утвердилось за художником с XVII в. и впервые упомянуто в книге Иоахима фон Зандрарта «Немецкая Академия благородных искусств архитектуры и живописи» («Грюневальд, именуемый также Матиасом из Ашаффенбурга»). С начала XVI в. до 1525/1526 г. Грюневальд состоял на службе у курфюрстов и архиепископов в Майнце (второй резиденцией которых был Ашаффенбург) в качестве придворного живописца, архитектора и гидротехника: в 1509 г. он вёл работы по перестройке дворца в Ашаффенбурге для архиепископа Уриеля Геммингенского, в 1509–1511 и в 1527 гг. руководил постройками во Франкфурте-на-Майне, в 1512–1515 гг. работал в Изенхайме, в 1516 г. состоял на службе у архиепископа Альбрехта Бранденбургского (впоследствии кардинал). Исследователи полагают, что Грюневальд побывал в Италии и Нидерландах (документальных свидетельств не сохранилось). Покинув Ашаффенбург после Крестьянской войны (1524–1526 гг.), он поселился во Франкфурте, где занялся мыловарением, в 1527 г. переехал в Галле, там оказались востребованными его познания в гидротехнике. В описи наследственного имущества умершего в Галле «Матиса Нитхарта, художника из Вюрцбурга», как полагают исследователи Грюневальда, упомянуты придворная одежда, гербовое письмо от имени «мастера Матиса», краски, кисти, минералы, инженерные инструменты, а также Новый Завет на немецком языке и большое количество проповедей и сочинений Мартина Лютера. Традиционную оценку Грюневальда как «мистика» и «последнего представителя готики» (В.К. Цюльх, Генрих Вёльфлин, Г.А. Шмид, Э. Панофский) исследователи не могут признать исчерпывающей. Для его творчества характерно соотнесение событий Священного Писания и житийной литературы с современной ему драматической историей Германии и идеями Реформации, определившее остроэмоциональный строй произведений. На Грюневальда, хорошо знакомого с традицией позднеготической живописи и свободно владевшего художественными приёмами ренессансного искусства, повлияло знакомство с творчеством Ханса Гольбейна Старшего и Альбрехта Дюрера (мог с ним встречаться в 1503 г. в Нюрнберге и в 1520 г. в Ахене), Мартина Шонгауэра и Михаэля Пахера, а также, как полагают исследователи, работы Антонио дель Поллайоло. Познания Грюневальда в гидротехнике и его опыт в изготовлении красочных пигментов из минералов свидетельствуют об изучении горного дела и об интересе к алхимии. Его естественнонаучные интересы сказались в воспроизведении им с документальной точностью солнечного затмения 1 октября 1502 г. в «Малом Распятии» (около 1511 – 1520 гг.?, Национальная галерея искусства, Вашингтон).

 



 
PR-CY.ru