ГОТЫ - Страница 20

Основную массу остготов составляли рядовые свободные, выделялась служилая и военная знать. В королевстве издавались эдикты и предписания, имеющие силу закона. Эдикт Теодориха (Edictum Theoderici), обнародованный, как полагают исследователи, в начале VI в., фиксировал общественные порядки, характерные для римского (но не для германского) населения Италии. Он представлял собой небольшое собрание постановлений, включающих нормы публичного и светского права, определявшего порядок защиты частной собственности, предупреждавшего злоупотребления и насилие со стороны должностных лиц. Важное место занимали постановления, обеспечивавшие охрану норм семейного права и религии; регулировал права собственности, наследований, завещаний, брачные права, взаимоотношения между различными социальными слоями государства, выяснял статус граждан и их правовое положение. Юридическую основу Эдикта Теодориха составляло римское право. Запись готского права в Остготском королевстве не состоялась. В правление Теодориха и его преемников восстанавливались и строились арианские и православные храмы в Равенне, Риме, Вероне, Медиолане и других городах. Церковные владения были разбросаны по всему королевству. Православная Римская церковь при остготах утратила положение государственной, но сохранила своё влияние. Руководствуясь принципом веротерпимости, арианин Теодорих настойчиво добивался поддержки римского духовенства, даровал арианскому и римскому духовенству ряд привилегий (право церковного убежища, отмена судопроизводства в праздничные дни и др.). Была признана юрисдикция папы над клириками. Конунг активно вмешивался в дела Римской церкви, судил и оправдывал епископов, восстанавливал отрешённых от сана, поддерживал церковь во время её конфликта с Константинопольским патриархатом (см. «Энотикон»), выступал против симонии при выборах пап и епископов. В начале правления Теодориха преобладало стремление к сближению с наиболее влиятельными кругами итало-римской знати. Конунг покровительствовал развитию наук и искусств, привлекал ко двору римских философов и писателей (Боэций, Кассиодор, Симмах, Эннодий). Подъём культуры в Италии этой эпохи получил название Остготское возрождение. Проримская политика Теодориха вызывала недовольство остготской военной знати, и в последние годы он начал от неё отходить. Часть старой римской аристократии и высшее духовенство стремились освободиться от власти остготов, опираясь на помощь Византии. С 520 г. стали усиливаться противоречия между остготской и римской знатью. Одновременно шло сближение пап и Византии, объединение верхушки Римской церкви и сенаторской оппозиции. Теодорих обвинил в измене и казнил Боэция (524 г.), Симмаха (525 г.), арестовал папу Иоанна I (526 г.). После смерти Теодориха конунгом был провозглашён малолетний Амаларих (526–531 гг.), но фактически власть перешла в руки дочери Теодориха Амаласунты (526–535 гг.). Она вернулась к политике сближения с римской знатью, расширяла права и привилегии сенаторов, которым оказывались особые знаки почёта и уважения, покровительствовала папскому престолу.

 



 
PR-CY.ru