ГОТЫ - Страница 16

В королевстве сохранилась римская налоговая система, которая включала поземельный и подушный налоги, сбор на содержание войска и королевских должностных лиц. При Леовигильде была проведена новая кодификация вестготского права, составлен «Пересмотренный свод» («Codex Revisus»), в основе которого – статьи из «Кодекса Эвриха» и Бревиария Алариха. Свод законов Леовигильда сложился под влиянием римского права и законодательства императора Юстиниана I Великого. Целью законодательной деятельности Леовигильда было стремление уравнять в правах готов и римлян. В королевстве, где германцы были господствующим слоем, а испано-римляне – подданными, положение римлян и готов существенно выровнялось, хотя готы по-прежнему обладали большей властью, чем римляне. В VI в. церковь и государственный аппарат королевства были тесно связаны. Вестготские конунги нередко привлекали арианских епископов к выполнению административных и судебных функций. Однако конфессиональные различия создавали потенциальную угрозу. В 580 г. в Толедо состоялся арианский Собор, на котором рассматривался вопрос обращения римлян в арианство. Первоначально Леовигильд стремился объединить подданных на почве арианства, в рамках единой арианской церкви. При этом использовались уговоры, вознаграждения и угрозы, а в чрезвычайных случаях прибегали к ссылке (Масона Меридский, Иоанн Бикларский). С именем Леовигильда связано последнее и наиболее жестокое гонение ариан-вестготов на православных христиан. И хотя арианской церкви были предоставлены преимущества, достичь внутренней консолидации королевства с помощью арианской веры не удалось. Арианство сдавало позиции среди рядовых готов и даже среди членов семьи конунга. К концу правления Леовигильд стал симпатизировать православию, которое уже проникло в среду готской знати. В 589 г. на третьем Толедском соборе сын Леовигильда Реккаред перешёл в православие, положив его в основу будущего конфессионального единства королевства. В 589 г. в Толедо состоялся поместный Собор, где произошло объединение конфессий. Арианские епископы и готская знать подписали православное вероисповедание. Обращение Реккареда решило одну из насущных внутриполитических проблем королевства – ликвидировало пропасть между вестготами и испано-римлянами. Их смешение началось ещё в предыдущем веке, однако этому препятствовал религиозный барьер. После преодоления религиозной разобщённости появилась возможность и для стирания законодательного барьера между вестготами и испано-римлянами. В конце VI в. потомки сенаторской знати и высшее духовенство уже видели в Толедском королевстве вестготов собственное государство, с которым они были связаны жизненными интересами. Объединение конфессий возвышало и укрепляло королевскую власть, начался процесс её христианизации. Конунг вестготов становился представителем Христа на земле, равным византийскому императору. Происходило взаимопроникновение светской и церковной областей государственной жизни. У вестготского конунга появились неограниченные возможности влияния на постановления Соборов, придания им статуса законов.

 



 
PR-CY.ru