ГРИГОРИАНСКИЙ РАСКОЛ - Страница 9

Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Реальное значение григорианский раскол приобрёл лишь в епархиях, которыми руководили влиятельные григорьевские епископы. В наибольшей степени он проявился на Среднем Урале, в Среднем Поволжье, в Западной Сибири и в Подонье. В Ульяновской епархии григорианский раскол поддерживало около половины приходов и большинство монашества; больше половины приходов приняли сторону григорьевцев в Томской и Донской епархиях; в городе Свердловске за архиепископом Григорием пошла бо́льшая часть православных общин. Усиление с конца 1920 гг. в СССР антирелигиозной борьбы затронуло и григорианский раскол. В начале 1930 гг. скончались носившие в расколе звание «митрополитов» Димитрий (Беликов), Борис (Рукин) и Григорий (Яцковский); принесли покаяние и вернулись в лоно РПЦ епископы Тихон (Русинов) и Митрофан (Русинов). Лишившись наиболее влиятельных архиереев и поддержки государственных властей, григорианский раскол быстро пришёл в упадок, чему способствовали и внутренние раздоры. Имеются свидетельства, что весной 1932 г., незадолго до смерти, Григорий (Яцковский) подготовил и послал на пленум ВВЦС доклад о необходимости лишить сана «митрополита» Виссариона (Зорнина); однако доклад не был оглашён. В 1933 г. Виссарион (Зорнин) был отстранён от председательства в ВВЦС и управления епархией. По другим сведениям, Виссарион (Зорнин) сохранил за собой пост главы ВВЦС, а «архиепископ» Пётр (Холмогорцев) только временно замещал его в 1934 г. Многие григорьевские епархии в это время, вероятно, превратились в самоуправлявшиеся. Последнее совещание сторонников ВВЦС состоялось в Москве в апреле 1937 г. В 1937–1938 гг. во время массовых гонений против всех религиозных течений большинство григорьевских храмов было закрыто, а духовенство репрессировано. После этого григорианский раскол как иерархическая организация прекратил существование, сохранилось лишь незначительное количество григорьевских приходов. К началу 1940 гг. в григорианском расколе оставалось только четыре архиерея – неканонического поставления. В 1943 г. принесли покаяние и были приняты в общение с РПЦ в прежнем монашеском звании Фотий (Топиро; впоследствии архиепископ Львовский) и в сане архимандритов – Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев). В 1946 г. принёс покаяние последний григорьевский иерарх – «епископ Ачинский» Феодосий (Григорович-Борисов), принятый в общение с РПЦ в монашеском звании.



 
PR-CY.ru