ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 22

Не менее важна была для Сионской Матери Церквей дипломатическая и нравственная поддержка православной России, преемницы Византийской империи. О возросшем влиянии России в Святой земле свидетельствуют заметки Кира Бронникова, побывавшего у Гроба Господня в 1821 г., во время пасхального богослужения. Он сообщал и о пожертвованиях, щедро посылавшихся из России: «За обедней были употреблены превеликий потир вызолоченный, дискос, звездица и пребогатые возду́хи, присланные от усердия россиян. Много из России присылается плащаниц на Гроб Господень, но оные тамо никогда не употребляются, а только во время Пасхи развешивают их в алтаре по стенам». До начала XIX в. число русских паломников в Святой земле было сравнительно невелико, хотя они приезжали ежегодно; их количество увеличивалось после заключения очередного мирного договора между Россией и Турцией. После войны 1812 г. число паломников возросло до 50 чел. в год. С началом войны за независимость Греции (1821–1829 гг.) русским богомольцам стало вновь трудно ездить на поклонение ко Гробу Господню, но после заключения Адрианопольского мира (1829 г.) количество русских паломников опять стало увеличиваться. В эти годы некоторые русские христиане, как и раньше, оставались на постоянное жительство при Святогробском братстве. О представителях русской колонии в Иерусалиме писал Андрей Николаевич Муравьёв (1806–1874 гг.) в своей книге «Путешествие по святым местам в 1830 г.», Авраам Сергеевич Норов (1795–1869 гг.) в 1835 г., во время первого путешествия в Иерусалим к святому гробу, отмечал, что за богослужением у Гроба Господня в пасхальную ночь «Евангелие было читано на языках греческом и русском». В 1848 г. в Палестине побывал Николай Васильевич Гоголь (1809–1852 гг.), который рассматривал это путешествие как «важнейшее из событий своей жизни». Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878 гг.) совершил поездку в Иерусалим в 1849–1850 гг., здесь он поклонился Гробу Господню, после чего, как он пишет, «...православный гробовой монах дал нам по цветку из вазы, стоящей на Гробе, окропил нас священной розовой водою, употребляемой везде на Востоке». Крымская война (1853–1856 гг.) привела к ослаблению влияния России на Ближнем Востоке; согласно Парижскому мирному договору (1856 г.), Россия, в частности, утратила право покровительствовать христианам в Турции, а следовательно, и в Палестине. Тем не менее, это не уменьшило потока русских богомольцев ко Гробу Господню, и в 1860 г. в церковной печати отмечалось, что с 1857 г. число русских паломников быстро увеличивается и в 1858 г. достигло 400 чел., в 1859 г. – 600, в 1860 г. – более 800 чел. русских, посетивших Иерусалим начиная от Воздвижения до Пасхи. В середине XIX в. активизация инославных миссионеров побудила Иерусалимского патриарха Кирилла II (1845–1872 гг.) перенести резиденцию из Константинополя в Иерусалим, а также предпринять определённые шаги по защите интересов Святогробского братства. Храм Гроба Господня был объектом притязаний инославных миссий в Палестине: «Русские пожертвовали серебряный оклад на стену Гроба Господня художественной отделки, но латиняне и армяне не дозволили его поставить, потому что следовало снимать их образа, и он был помещён над дверями из ротонды в храм Воскресения». А.С. Норов, второй раз прибывший в Иерусалим в 1861 г. и встречавшийся с патриархом Кириллом II, в записях отметил, что «...патриарх был тяжко озабочен делом о возобновлении купола храма Гроба Господня, пробудившим притязания латинцев».

 



 
PR-CY.ru