ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 11

Только один отрывок, добавленный славянским переводчиком «Жития», сообщает сведения о его обычаях: «Поскольку Григорий был истинным любителем исихии и из-за своей любви к созерцательной жизни и желания жить в пустыне, он не находил для себя удобным пребывать всё время в монастыре в общении с многочисленными монахами, так как это представляло помеху в стремлении к возлюбленной им исихии и восхождению к Богу. Поэтому он в одном очень уединённом месте выстроил келью, подходящую для исихии и в то же время не очень отдалённую от этого почтенного парорийского монастыря. Таким образом, когда желал, он удалялся из монастыря и там упражнялся в исихии, беседуя с Богом». Славянский переводчик сообщает также о последних минутах жизни и о смерти Григория Синаита. Святой, зная за несколько дней, что приближается час его кончины, сопровождаемый учеником, ушёл в свою отдалённую келью. После того как он на протяжении трёх дней боролся с демонскими нападениями, Божественное вмешательство освободило его: «Тогда он ласково подозвал ученика. Когда тот подошел, увидел – о чудо! – его лицо стало сияющим, радостным и отличным от лиц других людей. Он посмотрел на ученика с нежностью и с радостной улыбкой сказал: “Видишь, сын мой, сила Божия сошла, изгнала злых духов и нас избавила от их искушений. Теперь хочу, чтобы ты знал вот ещё что: как я узнал из Божественного видения, скоро я оставлю этот мир и пойду к Богу, зовущему меня идти в горний Иерусалим”». Вскоре после этого он умер. День кончины Григория Синаита (27 ноября) упомянут в Синаксаре, однако год не указан ни в каком источнике (1346 г. – гипотеза, высказанная в XIX в., впоследствии перешедшая в уверенность). Предположение, что Григорий Синаит умер за восемь лет до разрушения монастырей Парории, имевшего место около 1355 г. (т.е. в 1347 г.), также не основано ни на каком источнике и уже опровергнуто с помощью тщательной реконструкции истории монастыря после смерти основателя. Григорий Синаит умер после весны 1341 г., о чём известно из «Похвалы Григорию Паламе» (в те годы Давид Дисипат жил у него в Парории). «Житие» Феодосия позволяет исследователям установить точную раннюю временную границу. Немногим позже смерти учителя Феодосий отправился в Сливен, а потом на Афон, откуда бежал по причине нападения турецких пиратов. Затем он побывал в Фессалонике, Веррии, Константинополе, Парории и снова в Сливене; задержался на некоторое время в горах Емонската-Планина (ныне Еминска-Планина) близ Месемврии (ныне Несебыр); провёл три года на горе близ местности Кефаларево (ныне г. Килифарево), приблизительно в 13,5 км от Тырнова. Наконец, принял участие в Соборе, проводившемся в этом городе в 1350 г. против еретиков, возглавляемых Кириллом Мбосотасом. Исходя из этих сообщений, дату смерти Григория Синаита исследователи относят на три года раньше 1350 г., т.е. прежде 1347 г. Таким образом, дата его смерти должна быть расположена между 1341 и 1347 гг., с большей вероятностью в конце этого временного отрезка. Бо́льшая часть писаний Григория Синаита была опубликована в издании «Добротолюбия», выполненном в XVIII в. Никодимом Святогорцем и Коринфским митрополитом Макарием Нотарой. Критического текста нет (один экземпляр подготовленных к изданию Х.Ф. Байером в 1985 г. сочинений Григория Синаита, остался неопубликован, находится в Институте византинистики и неоэллинистики Венского университета).

 



 
PR-CY.ru