ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 10

Благодаря ему стала населённой безлюдная Парория, ибо число постриженных им в монашество всё время возрастало. Он сделал своими учениками, с помощью поучений, изложенных в письмах, царей Андроника, Александра, Стефана и Александра. И так, благодаря добродетели и учению святого отца Григория Синаита, возросло число монахов в их странах и в их городах. Он построил также несколько монастырей в Парории, которые можно считать второй Святой Горой, приносящей радость спасения. При жизни наставника земля болгар стала монашеским градом». Сразу же после приезда Григорий Синаит стал собирать вокруг себя монахов, приходивших в Парорию, чтобы присоединиться к его школе. Имеются важные свидетельства об этом из других житийных текстов. Ромил, будучи насельником монастыря Богородицы Одигитрии в Загоре, узнал о том, что «великий человек Божий» основал монастырь в Парории. С того момента он так хотел войти в его школу из любви к исихии, что «телом он был в Загоре, а душой был в пустыне Парории». Вскоре он смог осуществить своё желание и ушёл в Парорию, где монастырь ещё только строился. Быстрота, с которой распространилось известие о поселении Григория Синаита в том месте, явствует также из «Жития» Феодосия: «За короткий отрезок времени эта чрезвычайная новость облетела все места, его необычайная жизнь и его поведение были на устах у всех: тогда можно было видеть множество мужей, приходивших послушать его божественные поучения, как к некоему источнику, из которого истекает святая вода». Случай Феодосия похож на историю Ромила: монах монастыря Богородицы Одигитрии узнал о приезде Григория Синаита в Парорию. Агиограф пишет: «Как магнит притягивает железо», так эта новость привела Феодосия в Парорию. В Парории, где, вероятно, в то время не жили никакие другие монахи, Григорий Синаит принялся за постройку келий. Жизнь монахов по-прежнему находилась в опасности из-за присутствия разбойников, опустошавших область. Поэтому он решил просить помощи и защиты у болгарского царя Иоанна Александра Асеня. С вмешательством государя судьба и сами масштабы монастыря радикально изменились. В то время Григорий Синаит направил к царю несколько учеников, среди которых был Феодосий, с посланием, в котором, упомянув о своём вынужденном бегстве с Афона по причине турецких набегов, жаловался на вред и беспокойство, приносимые разбойниками. Царь выделил материалы для строительства центрального монастыря, церкви и оборонительной башни и пожертвовал монастырю множество владений. Сохранившиеся сведения о последних годах жизни Григория Синаита после окончания строительства монастыря очень скудны, никакое другое внешнее воздействие, по видимости, больше не смущало его покой. Известно только ещё об одном вмешательстве по просьбе Григория Синаита царя Иоанна Александра для помощи монастырю и о страхах, вызванных весной 1341 г. известием о том, что монголы Золотой Орды, которые готовились вторгнуться на византийскую территорию, войдут в эту область (угроза была развеяна в течение нескольких недель). По рассказам, посвящённым некоторым членам его школы (Ромилу, Феодосию), исследователи лишь догадываются, как действовал Григорий Синаит: игумен монастыря, преданный своей деятельности руководителя и духовного наставника, любящего и заботящегося об учениках.

 



 
PR-CY.ru