Словарь по христианству Г ГРАЦИАН

ГРАЦИАН

ГРАЦИАН – болонский монах XII в., автор обширного труда «Concordantia discordantium canonum» («Согласование расхождений в канонах»), положившего основание каноническому праву. Это – свод так называемых апостольских канонов, папских декреталий, постановлений вселенских соборов и др. Сопоставляя каноны и связывая их собственными выводами, Грациан стремился привести в стройную систему канонические постановления, устранив их противоречия. Впоследствии его сочинение было дополняемо многими богословами и получило название «Decretum Gratiani» («Декрета Грациана»). Новейшее и первое критическое издание принадлежит Фридбергу (оно вошло в первую часть его «Corpus juris canonici», 1879 г.). О жизни и деятельности Грациана сохранилось мало сведений. Предание, бытовавшее с середины XII в. в болонской школе права, приписывает создание «Декрета» «магистру Грациану». Точное имя его исследователям неизвестно (по некоторым версиям – Иоанн или Франциск Грациан). Согласно традиции, Грациан был монахом ордена камальдулов из монастыря свв. Феликса и Набора в Болонье, где он преподавал церковное право и пользовался большой популярностью. Основополагающее значение «Декрета» для развития канонического права обусловило закрепление за ним в конце XII в. титула «pater scientiae iuris canonici» («отец науки канонического права»). В историографии Нового и Новейшего времени неоднократно предпринимались попытки идентифицировать Грациана с тем или иным лицом, биография которого известна, однако ни одна из версий не получила достаточного подтверждения. «Декрет Грациана» – важнейший средневековый памятник западного канонического права. Время его создания определяется исследователями неоднозначно: вероятно, составлен в первой половине XII в. с добавлениями во второй половине XII–XIII в. Не прояснён вопрос о первоначальном названии: в списках встречаются заголовки «Concordia (или Concordantia) discordantium canonum», «Nova collectio», «Corpus iuris canonici», «Decreta», однако наибольшее распространение получило название «Decretum», данное канонистами по образцу «Декрета» Шартрского епископа Иво и ставшее общепринятым уже к концу XII в. «Декрет Грациана» не был официальным законодательным сводом католической церкви, действенную силу имели лишь входившие в его состав отдельные каноны и другие церковно-правовые акты, но не сборник в целом. Фактическое признание папского престола он получил в 1170–1180 гг., что выразилось в ссылках на «Декрет Грациана» в папских декреталиях. До XVI в. он являлся основным сборником церковных законов, в 1582 г. был отредактирован и стал главной частью официально утверждённого Римским папой Григорием XIII (1572–1585 гг.) собрания законов католической церкви «Corpus juris canonici», действовавшего до принятия в 1917 г. Кодекса канонического права. Целью составления «Декрета Грациана» было согласование противоречивших друг другу канонов, для чего использовали заимствованный из библейской экзегетики так называемый схоластический метод, разрабатывавшийся в XII в. применительно к канонам Пьером Абеляром (в сочинении «Sic et non»), Бернольдом Констанцским, Иво Шартрским – например, предисловие к «Panormia» озаглавлено «De consonantia canonum» («О созвучии канонов»), – Альгером Льежским.

 



 
PR-CY.ru