Словарь по христианству Г ГЕРМЕТИЗМ

ГЕРМЕТИЗМ

ГЕРМЕТИЗМ – религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней Античности, возникшее в Египте (Александрия), носившее эзотерический характер и возникло на основе слияния нескольких традиций – гностицизма, популярной греческой философии, халдейской астрологии, библейской религиозности, а также мифологем и мистических идей из персидской магии, месопотамской и египетской культур. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарному древнеегипетскому жрецу Гермесу Трисмегисту (от греч. «Трижды величайший»), от имени которого и происходит название данного религиозно-философского направления. Согласно традиции, герметизм – это учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения. Любая доктрина или писание, связанные с эзотерическими учениями Гермеса, который (в качестве египетского ли бога Тота, греческого ли бога Гермеса) был у древних Богом Мудрости и, согласно Платону, «открыл числа, геометрию, астрономию и буквы». Имя Гермеса ассоциируется также и с обширной литературой оккультного содержания (астрологией, алхимией, магией и т.п.), которая составлялась вплоть до Нового времени и образовала «низкий», практический герметизм. Основные идеи «высокого» герметизма содержатся в текстах, написанных между II и IV вв. н.э. Несмотря на то, что их обыкновенно считали поддельными, герметические писания были высоко оценены христианскими богословами Августином Блаженным (354–430 гг.), Лактанцием (около 250 – около 325 гг.), Кириллом Александрийским (376–444 гг.) и др. По словам британского египтолога Джеймса Бонвика, «они более или менее обработаны платоническими философами из ранних христиан (такими, как Ориген и Климент Александрийский), которые старались подкрепить свои христианские аргументы, апеллируя к этим почитаемым языческим писаниям, хотя они и не смогли противостоять искушению приписать им немного больше, чем в них действительно было». Хотя и истолкованные некоторыми умными и пристрастными авторами как преподающие чистый монотеизм, герметические (или трисмегистические) книги являются, как бы то ни было, чисто пантеистическими. Божество, о котором говорится в них, определено апостолом Павлом как то, в чём «мы живём, движемся и существуем». В Средние века герметизм получил своё развитие через иудейских и восточно-христианских мистиков у мусульман (суфизм), а после Крестовых походов – и в католической Европе в виде оккультизма. В условиях абсолютных притязаний на истинность со стороны католической церкви герметизм, а также связанная с ним магия были объявлены делом дьявола. Первый шаг в этом направлении был сделан в 325 г., когда на Никейском соборе было принято решение о несовместимости учения о реинкарнации с Библией. Вторым важным событием стало объявление в 1227 г. астрологии дьявольским занятием. Таким образом, герметизм был «побеждён» церковью, но не в открытой дискуссии, а в результате его формального запрета.

 



 
PR-CY.ru