ГЕРМЕТИЗМ - Страница 5

Пантеистический вариант герметизма содержится в трактате «Асклепий». Здесь земной мир не противостоит Богу, а сам предстаёт как божественное целое, в котором каждая часть священна и преисполнена блага. Человек понимается как «третий» бог, после Бога-Отца и бога-космоса; он есть существо, достойное поклонения. В «Асклепии» есть и апокалиптические мотивы: люди постепенно утрачивают благочестие и нравственность, между ними воцаряется «безбожие, распущенность и полное отсутствие порядка». В конце концов, Бог-Отец должен покарать нечестивых, уничтожить мир и восстановить былые идеалы, возродив космос. Герметизм – мистическая традиция, придававшая огромное значение внутреннему созерцательному опыту адепта, но в нём не сформировалось ни стройной обрядовой системы, ни развитой литургической практики, ни церкви как центрального соборного органа, ни комплекса собственных храмов. Вся грандиозная симфония Богооткровения разыгрывалась в просветлённом сознании отдельных адептов. Тем большее значение для них приобретал сам герметический текст, который, по существу, служил им проводником в мир высших идей. Почитание в герметизме понимается, скорее, как любовь к высшим принципам и явлениям, чем как конкретная ритуальная практика. В то же время герметизм знал и некоторые элементы астральной магии, позволявшей манипулировать энергетическими «влияниями», исходящими от звёзд («Асклепий»). Обнаруживая сходство с христианством, он отличается от него по многим положениям, прочно вписываясь в эклектику эллинистических воззрений. Знаток оккультизма и герметизма философ-мистик Мэнли Палмер Холл (1901–1990 гг.) утверждал, что герметизм был предтечей трёх движений: иллюминатов, франкмасонства и розенкрейцеров. Большинство верований герметистов вытекает из семи принципов (уже упомянутых в связи с «Кибалионом»). Исследователи дополнительно отмечают лишь представления о реинкарнации, поскольку в герметизме есть упоминание этого явления: «О сын, через сколько тел мы должны пройти, через сколько верениц демонов, через сколько повторений и циклов звёзд, прежде чем мы устремимся к Единому?» Важнейшими представителями герметизма были ученик Фичино и автор теории «натуральной магии» Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 гг.), Джон Ди (1527–1609 гг.), Джордано Бруно (1548–1600 гг.), Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), Йоханнес Тритемиус (1462–1516 гг.), Генрих Корнелий (Агриппа Неттесхемйский; 1486–1535 гг.), Роберт Фладд (1574–1637 гг.), Парацельс (1493–1541 гг.). Определённую дань герметизму (в форме настроения так называемого «естественного благочестия») отдали многие мыслители XVI–XVII вв.: Николай Коперник (1473–543 гг.), Иоганн Кеплер (1571–1630 гг.), отчасти Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) и Исаак Ньютон (1642–1727 гг.). Интерес к герметизму в Европе поддерживался представлением об историчности Гермеса, подкреплённом авторитетом античных и христианских мыслителей. Так, Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) полагал, что было пять Меркуриев (Гермесов) и что пятый из них, отправившись в Египет, передал египтянам письменность и законы. Климент Александрийский, Лактанций и Кирилл Александрийский были уверены, что Гермес жил примерно во времена Моисея. Они расценивали его учение как пророческое, во многих положениях близкое христианству. По мнению Аврелия Августина, который тоже верил в историчность Гермеса, учение герметизма было создано под демоническим влиянием. Гуманисты Возрождения полагали, что герметизм – это древняя форма христианского богословия и что его основатель был прямым духовным предком Пифагора и Платона. Возникали даже предположения считать Гермеса Иисусом Христом (Л. Лаццарелли).



 
PR-CY.ru