ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ - Страница 11

Надо иметь в виду, что знак-cимулякр в такой коммуникации не просто вырожденная копия, а форма, в которой помимо подобия оригинала находится сила, отрицающая и оригинал и копию, и модель и репродукцию. Массовое производство коммуникаций (индустрия коммуникаций) является одновременно массовым производством симулякров, что стало особенно заметно в конце второго тысячелетия. Таким образом, можно утверждать, что современная действительность в массовом количестве вырабатывает самодостаточные, независимые от прообразов симулякры, формируя из них жизненную среду современного человека. Симулятивная реальность имеет все признаки виртуальной реальности, т.е. она является порождённой, актуальной, автономной, интерактивной. Она способна порождать симулятивные реальности следующего уровня, может как виртуализироваться, так и девиртуализироваться. И, главное, симулятивная реальность является виртуальной реальностью для той, которая её породила. Следовательно, именно реальность подобий объектов детерминирует реальность самих объектов, а не наоборот. Отсюда возникает ряд специфических методологических проблем. В частности, оказывается принципиально невозможной реконструкция, т.е. восстановление оригинала из его копии. Тем более что симулякр часто рассматривается (и на самом деле является таковым), как знак, оторванный от своего значения, пустой знак. Его реконструкция может привести к актуализации произвольного значения, т.е. породить симулякр симулякра. Сопоставление виртуальной и симулятивной реальности приводит к следующему. Во-первых, связь между виртуальной реальностью, коммуникативным пространством (симулятивной реальностью) поддаётся объективации, что обеспечивает возможность рассмотрения подобных объектов и отношений между ними в качестве предметов отраслей научного знания, в частности виртуалистики, коммуникативистики, экопсихологии и т.п. Во-вторых, при формировании и коммуникативного пространства, и симулятивной реальности участвует активность человека и человеческого сообщества. Реальности со-творяются такими, какими мы хотим их видеть. В этом процессе участвует трансценденция, которая и является абсолютным центром процесса, однако в той степени, в которой возможна её референция человеком. В-третьих, фокус внимания научного знания в связи с развитием проекта информационного общества перемещается от промышленного производства (здесь: промысел – это перевод в плоть человеческой мысли) к человеку, точнее, к его Личности, которая и творит свои виртуальные реальности. Качество этих реальностей зависит от качества самообраза личности. Наконец, множественность коммуникативных (симулятивных) реальностей выдвигает на первый план методологическую концепцию полионтологичности, которая даёт возможность исследовать каждую отдельно взятую реальность, учитывая конкретные условия её существования. Инструментом, с помощью которого со-творяются реальности с Личностью, является коммуникация. Коммуникативное пространство Личности – это продукт отражения в обитаемом мире её самообраза, возникающего в результате формирования-взаимодействия с виртуальным. Коммуникативное пространство в целом – это не сумма, а сложная система личностных коммуникативных пространств, каждый из которых уникален и замкнут, и вместе с тем подобен всем остальным и открыт. Итак, коммуникация порождает симулякры – образы объекта коммуникации, обладающие собственной автономностью и активностью, которые, в свою очередь, виртуализируют актуальное событие коммуникации, т.е. порождают виртуальную реальность. Если этого не происходит (т.е. вновь возникающий симулякр не виртуализирует событие), данная коммуникация сама является симулякром, пустой коммуникацией. Эта коммуникация не увеличивает сложность личностного коммуникативного пространства, а, напротив, уменьшает её.

 



 
PR-CY.ru