ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ - Страница 14

В любых формах понимания присутствует человеческое понимание. Всякое познание (в том числе и научное) основывается на понимании. Понимание – фундамент духовной деятельности. В герменевтике при исследовании понимания важным моментом является рассмотрение «мира понимания». Многие авторы пытаются дать своё «рабочее» определение этого понятия, ссылаясь на то, что общепринятое понятие мира понимания очень неопределённо и многозначно. Э. Корет предполагает под ним действительность, освоенную человеком, действительность, как она дана человеку, им познана и понята, «какое значение она имеет для человеческого наличного бытия в качестве совокупности его жизненного пространства и горизонта понимания». Постижение человеком мира всегда ограничено его возможностями и никогда не бывает завершённым. Узкие границы личного опыта существенно раздвигаются опосредованием в нём социальных отношений. В нашем мире отражается исторический мир. Человеческий мир может быть понят только посредством истолкования с помощью языка. Языковое истолкование является необходимым элементом, участвующим в формировании «горизонта понимания». Процесс понимания неизбежно связан с приданием дополнительного смысла тому, что пытаются понять. Следовательно, понимать текст, как его понимал автор, недостаточно. Это значит, что понимание является творческим и не сводится к простому воспроизведению авторского смысла, а обязательно включает его критическую оценку, сохраняет позитивное, обогащает его смыслом современных реалий и органически связано со смыслом авторской позиции. Таким образом, понимание есть постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого. Оно помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия. Лит.: Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного (Текст) / Х.-Г. Гадамер. – М., 2010; Гадамер Х-.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики (Текст) / Х.-Г. Гадамер. – М., 2008; Дильтей В. Сущность философии (Текст) / В. Дильтей. – М., 2010; Дильтей В. Категории жизни (Текст) / В. Дильтей. – Вопросы философии. – 2008. – № 10; Дильтей В. Введение в науки о духе (Текст) / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX века. Трактаты, статьи, эссе. – М., 2009; История современной зарубежной философии: компаративистский подход (Текст). – СПб., 2010; Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия (Текст) / В.А. Канке. – М., 2009; Кохановский В.П. Герменевтика и диалектика (Текст) / В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2007; Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание (Текст) / В.Г. Кузнецов. – М., 2008; Кузнецов В.Г. Гносеологическая функция герменевтического понимания (Текст) / В.Г. Кузнецов, А.П. Алексеев // Познание и язык. – М., 2009; Мареев С.Н. Философия XX века (истоки и итоги) [Текст]: учебное пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. – М., 2010; Переписка Вильгельма Дильтея с Эдмундом Гуссерлем (Текст) // Вопросы философии. – 2008 – № 10; Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре 19–20 вв. (Текст) / В.А. Подорога. – М., 2009; Потебня А.А. Эстетика и поэтика (Текст) / А.А. Потебня. – М., 2010; Рорти Р. Философия и зеркало (Текст) / Р. Рорти. – Новосибирск, 2007; Современная философия (Текст): Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 2007; Уэбстер Ф. Теории информационного общества (Текст) / Ф. Уэбстер. – М., 2008; Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет (Текст) / М. Хайдеггер. – М., 2010; Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи (Текст) / Ф. Шлейермахер. – М., 2010.



 
PR-CY.ru