ГЕНОН Рене - Страница 24

В трёх заключительных главах рассматриваются, в том числе на примере посвященческих девизов «Ordo ab Chao» («Порядок из Хаоса»), «Post Tenebras Lux» («После Тьмы – Свет») и евангельских терминов «Verbum, Lux et Vita» («Слово, Свет и Жизнь») некоторые метафизические вопросы. В частности, вневременное начало проявления, описываемое как упорядочение хаоса возможностей Божественным Словом («Приказом», фр. «Ordre», что также означает «порядок»), уподобляется моменту инициации, причём хаос возможностей Универсальной Субстанции соответствует тёмному, хаотическому состоянию посвящаемого, пришедшего из профанного мира. Рождение духовного принципа в центре человеческой индивидуальности («второе рождение») есть актуализация «вечного Аватары» как «зародыша» всеобщего проявления. Основная тема работы «Великая Триада» (1946 г.) – рассмотрение (на материале дальневосточной традиции) Универсальной Манифестации как результата взаимодействия двух начал – Сущности и Субстанции («Неба» и «Земли»), полярных с точки зрения проявления, но нераздельных в Едином (принципе Бытия). Третье, опосредующее начало, «Человек» (т.е. «Универсальный Человек»), собственно, и символизирует собой совокупность всего проявленного. Генон рассматривает различные троичности в разных частных традициях, подчёркивая, что внешняя схожесть терминов не всегда означает их тождество. Триада «Небо (Тянь), Земля (Ти), Человек (Жэнь)» соответствует триаде «Пуруша, Пракрити, Аватара» индуистской традиции и означает «Сущность, Субстанция и Проявление». Геометрически эта триада изображается перевёрнутым треугольником. «Небо» и «Земля» объединены за пределами проявления в Едином (Тай-цзи, Тай-и), что геометрически изображается треугольником вершиной вверх. Два приведённых треугольника (или тернера) объединяются (благодаря общности терминов «Небо» и «Земля») в один четырёхугольник (кватернер). «Выше» Единого есть ещё Не-Бытие (У-цзи), соответствующее «бесполому Брахме» индуистской традиции и сам бескачественный Высший Принцип – Дао («Путь»). Если троичность «Пуруша, Пракрити, Аватара» символизирует «внешнее» проявление Единого, то его «внутренняя» троичность выражена формулой Сат-чит-ананда (т.е. единство познающего, познания и познанного). Именно этой троичности в определённой мере соответствует Троица в христианстве. Ещё одна троичность индуистской традиции – «Небо, Атмосфера, Земля» (Трибхувана) – несмотря на схожесть терминов не совпадает с триадой «Небо, Земля, Человек». Она означает три ступени проявленного Сущего (неоформленную, тонкоформальной и телесную) и соотносится с троичностью «Spiritus, Anima, Corpus» («Дух, Душа, Тело») западной традиции. Генон рассматривает в проявленном Бытии взаимодействие двух тенденций – нисходящей (Инь) и восходящей (Ян), соответствующих влиянию «Земли» и «Неба». Это циклический процесс проявления, состоящий из двух фаз – коагуляции и растворения. Нисходящая тенденция производит сгущение, коагуляцию проявленного, а восходящая – его растворение и возвращение к Принципу. Символом взаимодействия Инь и Ян является двойная спираль.

 



 
PR-CY.ru