ГЕНОН Рене - Страница 23

Полное раскрытие индивидуальных способностей достигается «малыми мистериями», тогда как подготавливаемые ими «великие мистерии» выводят существо из границ индивидуальности (понимаемой как интегральное единство телесной формы и её внетелесных продолжений). «Малым мистериям» соответствует трансмутация (достижение существом изначального целостного состояния), а «великим мистериям» – трансформация, или «третье рождение», равнозначная «второй смерти», смерти на психическом уровне (не обязательно связанной с физической смертью). В другом аспекте, это царская (кшатрийская) и священническая (брахманская) инициации, которые являются не различными видами, а последовательными стадиями одного процесса. Подлинно инициатические организации не имеют ничего общего ни с религиозными сектами, ни с тайными обществами, закрытый характер которых обусловлен соображениями внешней конспирации, а не истинной («невыразимой») инициатической тайной. Например, тайна имён членов организации обусловлена не столько внешними причинами, сколько тем, что, получая первоначальное, виртуальное посвящение, индивидуум получает новое, инициатическое имя (при этом профанное, мирское имя уже не имеет значения, становясь случайной «подробностью» биографии). При переходе же границ индивидуальности человеческое существо вообще оказывается «по ту сторону» имени и формы (нама-рупа). Касаясь вопроса о реальных инициатических организациях, Генон утверждает, что на современном Западе в той или иной степени сохранились как законные и традиционные лишь два подобных общества: масоны и «подмастерья» («компаньонаж»), несмотря на определённый их упадок. Невозможно самостоятельно, посредством индивидуального желания «учредить» инициатическую организацию, поскольку условием реальности посвящения является непрерывная преемственность (подобная апостольской) и сверхчеловеческий источник данной организации. Вследствие этого, всё, что не обладает указанными чертами, является, в лучшем случае, «псевдоинициацией» или даже откровенным шарлатанством (не говоря о более опасных случаях, связанных с «контринициацией»). Представителями одной из форм истинного посвящения, существовавших на Западе с начала XIV в. (после разрушения Ордена Храма) и до XVII в. (до Вестфальского мира, ознаменовавшего, согласно Генону, окончательное крушение средневекового традиционного устройства Европы), были братья Розы и Креста. В отличие от исторических розенкрейцеров, которые, скорее, являлись рупором, внешним инструментом братьев Розы и Креста, последние не имели чёткой организации и остались анонимными. После Вестфальского мира они «удалились» на Восток, что символизирует отсутствие с этого момента на Западе форм инициации, позволяющих достичь подобных степеней посвящения. Изначально братья Розы и Креста, пребывая в рамках христианского герметизма, осуществляли его связь с традицией исламского эзотеризма. Затрагивая проблему «элиты», Генон отмечает: «…Элита в нашем понимании представляет совокупность тех, кто обладает качествами, требуемыми для инициации, и кто, естественно, всегда составляет меньшинство среди людей; в определённом смысле все они «званы», в силу «центрального» положения, какое занимает человеческое существо в данном экзистенциальном состоянии среди всех остальных существ, которые также пребывают в нём, но мало «избранных», а в условиях нынешней эпохи их явно меньше, чем когда-либо» (Рене Генон. «Заметки об инициации», глава XLIII. Перевод Татьяны Михайловны Фадеевой).

 



 
PR-CY.ru