ГЕНОН Рене - Страница 22

В работе «Заметки об инициации» (или «Заметки о посвящении», 1946 г.) рассматриваются различные аспекты инициации (посвящения), понимаемой как осознанный и упорядоченный процесс восприятия духовных влияний, протекающий в рамках традиционных инициатических организаций и имеющий целью достижение человеческим существом высших (сверхиндивидуальных) состояний «Универсального Человека». «Активный» (и даже «научный», в смысле «традиционных наук») путь инициации противопоставляется пути мистики, нерегулярному, случайному и «пассивному». Мистик (как и последователь религии) не преодолевает границ своих индивидуальных возможностей. Инициация, кроме того, четко различается от магии, которая хотя и относится к «традиционным наукам», но низшего, утилитарного порядка. Рене Генон говорит о трёх последовательных условиях посвящения: «потенциальность» – сама возможность для человека принять посвящение, обусловленная его врождёнными внутренними и телесными качествами, так называемыми индивидуальными «квалификациями» (соответствующими materia prima, или субстанциальной стороне проявления); «виртуальность» – получение посвящения («озарение», «второе рождение») с помощью трансмиссии духовных влияний, осуществляемой регулярной инициатической организацией. Этот момент на индивидуальном, микрокосмическом уровне соответствует началу Универсальной Манифестации (лат. «Fiat Lux», «Да будет Свет»), т.е. упорядочению хаоса возможностей; «актуализация» – сознательная внутренняя работа по реализации полученного виртуального посвящения и достижение, в конечном итоге, состояния Высшего Тождества. Трансмиссия (передача) духовных влияний производится только в рамках непрерывной цепи преемственности (араб. «силсила», евр. «шелшелет», санскр. «парампара»), «не-человеческий» источник которой находится вне конкретных исторических «фактов» или реальных «исторических лиц». Высший духовный центр Традиции скрыт в условиях настоящего периода (Кали-Юги) и осуществляет своё влияние через вторичные центры (подобные опосредующим звеньям цепи), представляющие частные традиции. Опорами на пути метафизической реализации являются символы, ритуалы, мифы. Символы связывают различные уровни реальности. Ритуал (обряд) есть, в сущности, совокупность символов (графических или звуковых), «приведённых в действие». Мифы, также являясь разновидностью символов, тесно связаны с понятием «мистерия» и означают «невыразимое», «воспринимаемое в молчании». Всё это способствует познанию с помощью интеллектуальной интуиции (познанию «оком сердца», араб. «айн-уль-кальб»), имеющему синтетический характер. Генон противопоставляет его профанному «образованию» (основанному на рациональном, дискурсивном мышлении), аналитическому и синкретическому. Подлинный синтез (т.е. рассмотрение всего с точки зрения объединяющего Принципа) противостоит синкретизму, искусственному смешению. Поэтому Генон выступает против смешения различных традиционных форм инициации, признавая законность и равноправие каждой из них. Он предостерегает также от смешения психического и духовного, когда всевозможные необычные феномены и паранормальные способности, возникающие в некоторых случаях на пути инициации, принимаются за её конечную цель. Более того, увлечение подобными явлениями, полностью относящимися к области промежуточного, психического мира, может быть вредным для истинных, духовных целей инициации.

 



 
PR-CY.ru