ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 14

По галликанским памятникам известно и поставление через передачу символов чина (traditio instrumentorum). Например, иподиакону вручается епископом дискос и чаша, архидиаконом – кувшин, таз, полотенце; аколуфу архидиакон вручает подсвечник и т.п. Чин диаконис в Галлии в отличие от Востока был официально отменён (2-е правило Нимского собора 396 г.; 25-е правило Аравсионского собора 441 г.; 21-е правило Эпаонского собора 517 г.; 17-е правило второго Орлеанского собора 533 г.). В отличие от римской практики, где для освящения храма просто совершалась месса, в галликанском обряде существовал развитый чин, который проводился в несколько этапов. Сначала совершалось приготовление. Вдоль церковных стен зажигались 12 свечей, процессия с епископом подходила к дверям, и епископ трижды ударял в порог посохом со словами из Пс. 23:7: «Поднимите врата, верхи ваши», а хор пел этот псалом полностью. Затем процессия шла с литанией святым к алтарю, и все священнослужители простирались ниц. На полу храма начертывали буквы алфавита. Затем совершалось очищение престола и всего храма. Приготовлялась «заклинательная» вода (с солью, пеплом и вином), и епископ окроплял четыре угла престола, а потом кропил иссопом семь раз вокруг престола с пением антифона Asperges и Пс. 50. Затем к нему присоединялся весь народ, певший Пс. 67 с антифоном «Exsurgat Deus» («Да восстанет Бог») и Пс. 90 с антифоном «Qui habitat» («Живущий под кровом»). Помощники епископа кропили вне храма. Затем епископ возвращался к алтарю при пении Пс. 42 с антифоном «Introibo ad altare» («Подойду к жертвеннику») и совершал помазание престола и храма. Он кадил и дважды помазывал елеем оглашенных, четыре угла и поверхность престола, припевая Пс. 83 с антифоном «Erexit Iacob lapidem» («Поставил Иаков камень») и Пс. 45 с антифоном «Sanctificavit Dominus tabernaculum suum» («Освятил Господь жилище Своё»). Затем помазывал престол и храм св. миром при пении Пс. 86 с антифоном «Ecjc odor filiimer» («Вот, запах от сына моего»). На престоле частицы ладана выкладывались в форме креста. Читалась молитва благословения престола «Боже Всесильный, в честь Которого» и пелся антифон «Confirma hoc, Deus» («Утверди, Боже, то»). Далее освящались покровцы и сосуды, а под престол полагались мощи. Во время последнего действа, совершавшегося с пением Пс. 149 с антифоном «Exsultabunt sancti» («Да торжествуют святые»), епископ отделялся от народа завесой. И только после всех этих действий служили мессу. О кафедральных службах в Галлии известно крайне мало. Их чинопоследования могут быть реконструированы только по аналогии с испано-мосарабскими. Древнейший монашеский чин описывается у преподобного Иоанна Кассиана. Хотя в «Установлениях» (417–425 гг.) говорится о практике городского монашества Вифлеема и описываются службы египетских и палестинских монахов, исследователи полагают, что Иоанн часто иносказательно описывает особенности службы в Галлии. Чин формировался в монастырях св. Виктора в Марселе и Леринском. В отличие от восточных чинов каждый псалом, а не блок оканчивался возглашением «Слава Отцу». Laudes (хвалитная часть утрени) были отделены от ночной службы. На утрене пелись Пс. 62, 118:147–148 и Пс. 148–150. Третий, шестой и девятый часы включали по три псалма, как на Востоке. Одиннадцатый час (вечерня) состоял из продолжительного псалмопения с чтениями и элементами кафедрального чина (Пс. 140, служба света).

 



 
PR-CY.ru