ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 15

В пятницу вечером совершалось особое бдение. Согласно правилам святителя Кесария и Аврелиана Арелатского, в составе служб суточного круга появляются гимны и отдельные стихи псалмов. Каждая служба начиналась с троекратного «Господи, помилуй» (второй Вазионский собор 529 г. постановил петь Kyrie на утрене, вечерне и мессе). Часы включали одну–три библейских чтения. Впервые в этих правилах чётко говорится о службе первого часа в субботы, воскресенья и праздники, созданной для того, чтобы монахи не ложились спать после утрени. В дни, когда месса не совершается, монахи причащались на службе третьего часа, прочитав «Отче наш». После вечерни (lucernarium) совершалась служба 12-го часа (duodecima), которая состояла из 12 псалмов и трёх антифонов (у Кесария) или 18 псалмов и одного антифона (у Аврелиана). На Пасху эта служба включала 18 псалмов, три антифона, два чтения из Апостола и Евангелие о Воскресении. Началом служил Пс. 103. 19а – 24а. Бдение состояло из нескольких блоков чтений и псалмопения (missae). Каждый блок включал три чтения, завершавшиеся молитвой, и три псалма. Галликанский календарь VI в. реконструируется на основании сочинений Григория Турского. Лекционарная система Арелатской церкви в VI в. может быть частично реконструирована по проповедям святителя Кесария. Наиболее важным отличием от римского обряда был период Адвента, который в Галлии рассматривался как зеркальное отражение Великого поста. В IV в. он начинался за три недели до Богоявления (описание сохранилось в Миссале из Боббио), а позже – в день св. Мартина (11 ноября), что составляло сорок дней без суббот и воскресений. Однако продолжительность периода колебалась (например, в Трирском Лекционарии приводятся названия четырёх воскресений Адвента – ante una hebdomada de natale Domini; ante una dominica de natale Domini; ante natale Domini; ante Nativitate Domini). В Риме период Адвента продолжался четыре–пять недель и был ориентирован на праздник Рождества Христова, известный в Галлии только с конца V в. 6 января в Галлии праздновали не только Крещение Господне, но и поклонение магов и чудо в Кане Галилейской. Великий пост начинался в воскресенье (а не в среду, как в Риме) и продолжался пять недель. Но уже в Трирском Лекционарии фигурирует особое, подготовительное, воскресенье перед началом Великого поста. В Вербное воскресенье (Dominica in authentica) совершалась передача Символа веры, но процессий с пальмовыми ветвями до VII в. не было. В Великий четверг совершались две мессы; вторая называлась Natale Calicis (День рождения чаши). 3 мая отмечалось Обретение Креста. Особенностью пасхального периода были Rogationes – покаянные службы в течение трёх дней перед праздником Вознесения Господня, учреждённые Мамертом, епископом Вьеннским (ум. около 477 г.), в 470 г. (подтверждено 27-м и 28-м правилами Орлеанского Собора 511 г.). Согласно Григорию Турскому, 18 января совершался праздник в честь Пресвятой Богородицы, который с VII в. стал праздником Успения. В Contestatio этого праздника говорится о тройной радости церкви: Рождестве Марии, Её Материнстве и славном Успении (Assumptio или Transitus, букв. – переход). Подобное время празднования Успения известно лишь у сирийцев-яковитов (15 января). Для галликанского обряда характерны двойные памяти апостолов – Симона и Иуды (28 октября) и Иакова и Иоанна (27 декабря). В VIII в. установлен праздник Обращения апостола Павла (25 января). См. также Западные литургические обряды.



 
PR-CY.ru