ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 13

В литургических рукописях обычно используется тринитарная формула в виде «Baptizo te», впервые встречающаяся у Псевдо-Евсевия Верчелльского. Послекрещальный чин умовения ног (pedilavium) сохранился, кроме галликанского обряда, лишь в амвросианском обряде. Поскольку крещение детей в раннем возрасте постепенно стало стандартным, совершение чина перестали связывать с великими праздниками. Термин «конфирмация» впервые встречается в проповеди Фавста Регийского на Пятидесятницу (около 460 г.), а глагол «confirmare» – в канонах Регийского собора 439 г. Хотя ещё святитель Кесарий Арелатский говорил о том, что помазание совершалось сразу после крещения, в некоторых областях Южной Галлии постепенно образовался временной разрыв между крещением, которое совершал священник, и конфирмацией, которую совершал епископ. Для этой ситуации Фавст разработал новое богословие таинства Крещения. Он связал обретение невинности с крещением, а обретение благодати с конфирмацией. Через крещение человек возрождается к новой жизни, а через конфирмацию укрепляется для борьбы в этом мире. Он также отождествил конфирмацию с сошествием Святого Духа на апостолов, которое произошло позже, чем их крещение. Такое толкование вошло в Лже-Декреталии, а затем через «Суммы» Фомы Аквинского и «Декрет» Грациана стало неотъемлемой частью католического богословия таинств. Согласно «Прибавлению» Бенедикта Анианского (ум. в 821 г.) к «Сакраментарию» папы Адриана, пресвитер мог причастить новокрещёного младенца без конфирмации. Последовательность крещение–причащение–конфирмация зафиксирована в Пражском Сакраментарии (начало VIII в.), согласно которому крещение совершается на Пасху, а конфирмация – спустя восемь дней. Древнейшие галликанские чины находятся в так называемой Statuta Ecclesiae antiqua – памятнике, написанном около 475–490 гг., как предполагают исследователи, Геннадием Марсельским. В нём имеются указания для рукоположения во епископа, пресвитера, диакона, для поставления иподиакона, аколуфа (помощника священника), экзорциста, чтеца, остиария, псалмиста и посвящения девы. Чины во многом зависят от Апостольского предания, а потому могут не отражать реальной практики. Так, на пресвитера возлагает руки не только епископ, но и все другие пресвитеры. Однако есть и особенные элементы. В частности, при хиротонии во епископа предписывается возлагать на хиротонисуемого Евангелие, вероятно закрытое, которое держат два епископа. Чины ординации в Сакраментариях носят смешанный романо-франкский характер. Однако древние молитвы могли сохраниться в некоторых англо-норманнских Понтификалах. Согласно «Франкскому Миссалу», чинопоследования для степеней иподиакона, экзорциста и чтеца состоят из приглашения народа к молитве и собственно молитвы (традиционная для галликанского обряда структура), а для аколуфа и остиария – только из одной молитвы. Из приглашения для чтеца следует, что его кандидатура была избрана другими чтецами. Формула одобрения кандидатуры во епископа – «Dignus et justus» («Достоин и праведен») – встречается у Григория Турского. Из Галлии происходит и практика помазания рук (consecratio manuum) пресвитеров, которая позже была распространена на епископов и стала одним из важных элементов католического чина хиротонии.

 



 
PR-CY.ru